Изобразительное искусство

Rembrandt Minerva Есть выставки, которые нельзя пропустить, к таким принадлежит «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», размещенная в Николаевском зале Зимнего дворца до 13 января. Лейденская коллекция – это частное собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан, в круг их интересов входят, прежде всего голландские художники XVII века, отсюда и название – не по фамилии коллекционеров, а по названию города Лейдена, где родился Рембрандт. На выставке представлен и Рембрандт (1606—1669), и его круг – учителя, соратники, ученики и просто современники. Вдумайтесь, к нам привезли 12 картин Рембрандта (!), в том числе шедевры зрелого амстердамского периода и редкие ранние работы. Титульной для выставки картиной стала «Минерва» (она же и на обложке каталога), принадлежащая к зрелому периоду творчества художника, перекликающаяся с нашей «Флорой». В этом еще некий поклон в сторону основательницы Эрмитажа Екатерины II, которую тоже называли богиней Мудрости.

Читать дальше

Рафаэль: Поэзия образа Осенью в ГМИИ им.Пушкина прошла выставка Рафаэля, которую по праву можно назвать одним из главных художественных событий уходящего года. Во-первых, это была первая монографическая выставка художника в России, во-вторых, каждая из представленных работ была достойна того, чтобы быть представленной как выставка одного шедевра. Возможность увидеть знаменитейшие, хрестоматийные картины одного из гениев Возрождения предопределило небывалый ажиотаж: в музей стояли многочасовые очереди, поклониться Рафаэлю ехали из других городов. Кураторы выставки назвали ее «Поэзия образа», и потому что в центре каждой картины было лицо – самого ли художника в его раннем «Автопортрете» из Галереи Уффици, его ли заказчиков, святых ли, ангелов - в каждом из них сквозь конкретное и преходящее просвечивало вечное.

Читать дальше

Фабр в Эрмитаже Выставка "Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты" проходит в Государственном Эрмитаже. Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» открылась в Эрмитаже в конце октября; один из самых известных современных художников представил около 200 работ, некоторые из которых были созданы специально для Эрмитажа, а сама выставка перетекает из Главного музейного комплекса в Главный штаб и обратно. Сам Эрмитаж представляется Фабру подобным огромной бабочке, пришпиленной к Дворцовой площади огромной «булавкой» Александровской колонны.

Читать дальше

Чекобелли В музее Российской академии художеств 22 декабря открылась выставка современного итальянского художника Бруно Чеккобелли «Иконы Чеккобелли». Организаторы выставки: Итальянский институт культуры, Издательство Иль Чиньо и Российская академия художеств. Произведения, представленные на экспозиции, художник называет иконами, хотя на них вы не увидите традиционных канонических сюжетов. Сначала название «иконы» вызывает удивление, потом припоминаешь, что византийская традиция была унаследована не только Россией, но и Италией, а картины Чеккобелли тоже ее продолжение. Иконы художника скорее представляют собой то визуальную молитву, то духовное размышление, то попытку постижения мира. Все они очень небольшого размера, хотя Чеккобелли является автором и монументальных работ, участником нескольких Венецианских бьеннале. Масштабная выставка его работ сразу же после Петербурга пройдет в Равенне, о чем сообщил на открытии директор издательства «Иль Чиньо». Выставка в Санкт-Петербурге открыта до 31 января 2016 года.

Читать дальше

Екатерина Беляева

Одиннадцать приключений в багровых тонах

Выставка работ Микеланджело Меризи, прозванного Караваджо, продолжается в музее изобразительных искусств имени Пушкина. В это трудно поверить, но одиннадцать работ знаменитого художника снялись с насиженных в Италии мест и приехали в гости в Москву. За каждой картиной стоит особая история взаимоотношений московского музея и того культурного учреждения, где она хранится. У итальянцев есть установка не вывозить за пределы страны полотна особо ценных художников в количестве больше двух-трех работ одновременно, а по поводу Караваджо действует запрет еще более строгий – его вообще не выпускают, особенно те картины, что исторически хранятся в римских церквях, для которых и были писаны. В Москву приехала одна такая картина – и самая что ни на есть первостепенная. Это «Обращение Савла» из капеллы Черази церкви Санта Мария дель Пополо, той самой милой кьезы, что первой встречала в XVIII-XIX вв. всех знаменитых путешественников из Европы на Пьяцца дель Пополо, символичных воротах Рима. Трудно представить, что до середины февраля место, отведенное под немаленькое полотно 230 на 175 сантиметров, будет пустовать, а туристы прочтут, что «Савл» гостит на выставке в Москве...

читать дальше