Ян Фабр: рыцарь на поле боя

Выставка "Ян Фабр - рыцарь отчаяния, воин красоты" проходит в Государственном Эрмитаже

Выставка Фабра в Эрмитаже

Фабр в Рыцарском зале
Фото Валерий Зубаров

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» открылась в Эрмитаже в конце октября; один из самых известных современных художников представил около 200 работ, некоторые из которых были созданы специально для Эрмитажа, а сама выставка перетекает из Главного музейного комплекса в Главный штаб и обратно.

Сам Эрмитаж представляется Фабру подобным огромной бабочке, пришпиленной к Дворцовой площади огромной «булавкой» Александровской колонны. Сравнение из мира насекомых возникает у художника не случайно: его дед – известный энтомолог Жан-Анри Фабр, которого Виктор Гюго называл «Гомером насекомых». Художник чувствует особую близость к миру природы и часто переходит привычную для нас грань между творением природным и человеческим, собственно искусством. Он использует в своих композициях панцири жуков, скелеты, рога, чучела, и не только чучела животных диких, но и домашних.

Нужно сразу же оговорится, Фабр никого не убивает; представленные животные и насекомые уже были убиты для потребления или человеческой безответственностью. Например, подвешенная в Главном штабе бездомная собака была просто сбита на дороге проезжавшей машиной.

Выставка Фабра в Эрмитаже
Фото Валерий Зубаров

Некоторые экспонаты выставки вызвали неоднозначную реакцию публики, причем 90% этих людей на выставке не были и судят по двум-трем фото, гуляющим по сети. Сама выставка, конечно, провоцирует на реакцию, как и все современное искусство, стремящееся вывести человека «из зоны комфорта», заставить задуматься о жизни и смерти, природе жестокости, искусстве. Она требует от посетителя и интеллектуальных усилий – это своеобразный квест, «игра в бисер», куда вплетаются темы, произведения, факты истории и культуры. Отсюда ее «внедрение» в живую экспозицию музея: в зале Снайдерса – чучела животных, в зале Рубенса – работы, нарисованные шариковой ручкой BIC. Фабр - изумительный рисовальщик, скульптор, живописец, причем «реалистического» толка, для художника важна плоть, вещественность, а не абстракция. Важная тема для него - преклонение перед искусством, почти обожествленном, занимающем место религии в современном мире. Отсюда его хождение в латах рыцаря по залам музея, ведь искусство требует служения, требует защиты. Но человек и животные смертны (страшные «Вестники Смерти» в Малом Эрмитаже), а тайна искусства, как и жизни – непостижима, может потому Герой Фабра и истекает кровью, перед старинным портретом в Аполлоновом зале). Но искусство одновременно с этим – поделка, ювелирное украшение, перекличка (пересвист) между птицами-творцами. Выставка разнообразна и многообразна (живопись, скульптура, разнообразная графика, латы, ювелирные украшения – всего не перечислить), она требует усилия погружения в глубину (а ведь нас все время выталкивает наверх). Но усилия окупятся сторицей, вас затянет в увлекательный интеллектуальный водоворот мыслей и идей.

Выставка Фабра в Эрмитаже

Фото Валерий Зубаров

Сам Ян Фабр приезжал на открытие выставки, которой Государственный Эрмитаж еще раз доказал, что является одним из ведущих музеев мира. Александр Блок сказал, что «поэзия сама производит отбор в грудах человеческого шлака». Нечто похожее произошло и с выставкой Фабра в Эрмитаже. Она, как лакмусовая бумажка, показала болезненное состояние общества, в котором возможны запретительные компании, провоцируемые снизу, подхватываемые людьми ограниченно-местечкового сознания. Как актуальна на этом фоне идея рыцарственного служения красоте и творениям человеческого духа.