English   Русский

Журнал любителей искусства

Умберто Фанни:
Королевская Опера Маската готовит собственные постановки

Умберто Фанни - Генеральный директор и Художественный руководитель Королевской оперы Маската
Фото предоставлено Королевским Оперным театром Маската


Генеральным директором и художественным руководителем Королевского Оперного театра в Маскате явлется хорошо известный в Италии и в Европе музыкант и менеджер Умберто Фанни. За плечами у него солидный багаж: успешная карьера пианиста после окончания консерваторий Брешии и Женевы, основание Молодежного Итальянского камерного оркестра, сотрудничество с маэстро Клаудио Шимоне и известным камерным ансамблем «Солисты Венеции» в качестве ассистента художественного руководителя, профессорство в течение 15 лет в Католическом университете Милана, художественное руководство оперными театрами в Брешии, Триесте, Кальяри и фестивалем Арена ди Верона.
Часто то, что на первый взгляд, кажется случайным, на самом деле несет в себе закономерность: на инаугурации Королевского театра в Омане была представлена опера Пуччини «Турандот» - продукция Арены ди Вероны, тогда фестивалем руководил Умберто Фанни и именно тогда состоялось его первое знакомство с первым оперным театром арабского мира. Сейчас Умберто Фанни его возглавляет. Как менялся Королевский оперный театр на протяжении пяти лет со дня открытия, какие задачи стоят перед ним в будущем, - об этом и о многом мы беседуем с его Генеральным директором.


Опера+: Вы впервые приехали в Маскат впервые вместе с фестивалем Арена де Верона, когда Королевский оперный театр только открывался, вскоре вы стали Художественным руководителем театра, потом Генеральным директором. Как Королевская опера менялась на протяжении этих пяти лет, каковы были ваши впечатления в 2011 году и каков сегодняшний взгляд на театр?

Умберто Фанни: Жизнь дала мне шанс побывать здесь в 2011 году на инаугурации Королевского оперного театра Маската в тот момент, когда я был Художественным руководителем фестиваля Арена ди Верона в Италии. Потому что именно этот итальянский фестиваль пригласили открыть театр в Маскате в октябре 2011 оперой Пуччини «Турандот» в постановке Дзефирелли, за дирижерским пультом тогда стоял Пласидо Доминго. Конечно, это был абсолютно новый театр, я посещал его и до окончания строительства, предстояло открытие, и еще не было организационной структуры оперы, но уже была очень интересная программа сезона. А четыре года спустя мне неожиданно позвонили из Омана, из Совета директоров театра и предложили пройти собеседование на должность Художественного руководителя. Нас было 14 кандидатов со всего мира, и я был единственным итальянцем среди них. И это было очень длинное собеседование – более двух с половиной часов, я был удивлен, насколько оно было серьезным. А через три дня я получил предложение, которое принял и приехал сюда. Я был Художественным руководителем до ноября 2015 года. А в этом году я принял на себя еще пост Генерального директора, оставшись Художественным руководителем. И я по-настоящему счастлив тем, что оказался связан с этим замечательным театром.
Сейчас в театре работает международная команда. Например, у театра очень хороший технический отдел, большинство специалистов которого работали до этого в Ковент-Гарден в Лондоне. В целом, работают люди со всего света. Однако изначально была поставлена задача, что одна из наших миссий – «оманизация» театра. Сейчас у нас 223 работника, и 73% из них из Маската, из Омана. Мы должны готовить людей Омана к выполнению новых обязанностей на всех позициях, потому что в будущем по большей части в театре будут работать оманцы. И я, со своей стороны, стараюсь форсировать этот процесс, так как мы хотим достичь уровня 90% оманцев среди работников театра в ближайшие 7-9 лет. Это очень интересно, так как новым специальностям обучается множество людей. И я тоже преподаю художественный менеджмент, и это очень интересно, так как здесь не было оперных театров до этого.

- Что является для вас самым сложным как для художественного руководителя, и как для генерального директора?

- Мне хотелось бы оставить после себя (поскольку я не буду оставаться в Омане всю свою жизнь) прекрасно организованный театр, с очень хорошими программами. Я уже спланировал программы до сезона 2019-2020. И это очень долгосрочное планирование, потому что оперные театры должны работать с большим опережением. Свою задачу я вижу как раз в этом долгосрочном планировании и усилении организационной структуры театра, чтобы можно было оставить его в прекрасном состоянии с компетентными и умелыми менеджерами, чтобы двигаться дальше.

- Вы объявили новый сезон. Каковы отличия юбилейного года от предыдущих лет?

- Структура сезона остается прежней. Как и раньше, мы представим практически все жанры, начиная от принципиальных: опера, симфоническая музыка, хоровая, арабская, за ними идут джаз, мировая музыка, мюзик-холл, семейные концерты и множество образовательных проектов. Главное новшество юбилейного сезона в том, что структура театра меняется, так как мы начинаем делать собственные постановки. И мне кажется это очень важным, потому что это создает не только новые рабочие места, но и новые профессии для людей Омана. В будущем Королевский оперный театр Маската превратиться в настоящий постановочный театр. В этом сезоне мы начинаем с двух проектов: один посвящен опере, я не называю его оперой, потому что на самом деле это шоу под названием «Опера», фактически история музыки, рассказанная с самого начала. И при этом настоящее шоу, с проекциями, действием, и, конечно, с пением. Его ставит Давид Ливермор – художественный руководитель и директор Дворца искусств королевы Софии в Валенсии. Это копродукция с другими театрами, так как этот спектакль будет показан в нескольких странах мира. Другое шоу под названием «Представляем Оман» будет посвящено ценностям оманского народа, оно будет происходить на открытой площадке перед театром. Постановщиком этого шоу будет Паоло далла Сега – известный дизайнер культурных событий, происходящих open air. Это будет мульти визуальное шоу, включающее танец, акробатов, сюжетные истории и все жанры музыки. Очень важное для нас шоу, которое будет идти в течение трех вечеров.

- Есть ли планы собственных постановок классических опер?

- Да, конечно. Как я уже говорил до этого, я спланировал программу до сезона 2019-20, и я работаю над совместными постановками с лучшими мировыми театрами. То, что я сейчас могу объявить официально, это то, что у нас будет первая постановка оперного названия. Что это значит? То, что Королевский оперный театр станет инициатором и произведет часть декораций и костюмов для новой постановки совместно с другими театрами на всех континентах мира. Это значит, что это будет совместная постановка с театрами США, Европы, России и Азии. Сейчас я получил подтверждения участия от двенадцати оперных театров из этих частей мира. Этот проект будет представлен в сезоне 2017-2018 на большой пресс-конференции, может быть здесь в Маскате. Я пока не могу назвать оперу, это достаточно редкое название… И оно заинтересовало многих интендантов и художественных руководителей театров в разных частях света.

-Так что вы работаете в тесном сотрудничестве с международным оперным миром, даже несмотря на то, что находитесь в регионе, где вы пока единственный оперный театр.

- Да, конечно. Оперный театр на Среднем Востоке представляется странной вещью, но он возник, и я надеюсь на его долгое существование.

- Когда мы были на спектакле вчера, мы заметили, что публика не просто многонациональная, но представляет смешение культур различных регионов. Люди Омана в ней соседствуют с европецами, американцами – людьми западной культуры, есть представители Азии. Как опера приживается в Омане?

- В этом году мы заметили, что процент оманцев, приходящих в оперу вырос на 32%. Мы открыли это сезон той же «Турандот», которой мы открывали театр в 2011 году. Мы повторили это название, и заметили очень много оманцев среди публики. Я говорил с некоторыми из них, теми, кто пришел в оперу впервые и был поражен этим странным для себя искусством. Но это открытие нового в искусстве происходит также и с эмигрантами, живущими здесь, которые приходят на наши арабские представления.

- Есть ли у вас какая-то социальная активность для любителей оперы: клубы, лекции, специальные события?

- Мы коснулись очень интересного момента, особенно то, что касается оперных фанатов. Мы стремимся сформировать круг активных слушателей, театр уже представлен в Facebook, Twitter, Instagram. И в этом году необычайно возросло количество людей, подписанных на наши социальные сети, аудитория выросла на 200% . Это хороший сигнал. Но важно, чтобы люди не только видели нас в социальных сетях, но были вовлечены в активную жизнь около театра.

- Другой вопрос касается медиа, сейчас оперные театры активно транслируют свои спектакли на радио, телевидении, в кино и через Интернет, выпускают собственные записи, основывают лейблы... Есть ли у вас подобные медиа-программы?

- С этого года театр начинает программу сотрудничества с Оман ТV – это национальная телекомпания, и мы собираемся делать трансляции некоторых спектаклей. Мы собираемся также сделать серию записей для DVD и CD. В этом году мы готовим три релиза, один из которых важен для русских слушателей, потому что это DVD концерта Дмитрия Хворостовского. Он пел у нас недавно, был замечательный концерт, и он разрешил сделать запись. Скоро этот диск будет выпущен. Два других релиза – это CD Королевского симфонического оркестра Омана (мы сделали также Специальное издание Gold) и DVD нашей постановки «Волшебной флейты», адаптированной для детей. Этот последний проект мы начали около года назад, в нем участвуют школы Маската, а также со всей страны. Суть проекта не только в том, чтобы представить адаптированную, сокращенную версию «Волшебной флейты», которая длится около часа. Главное, в этом проекте участвуют дети из общеобразовательных школ, где мы организовали специальное обучение для учителей и детей. Школьники участвуют в этой постановке в интерактивном ключе, и будут также петь, двигаться, будут включены в процесс во время оперы. Участвуют, как арабские, так и эмигрантские школы. И DVD будет, как в арабской, так и в английской версии, мы перевели либретто на оба языка, и постановка также существует на двух языках. Арабская версия очень интересная, так как в ней участвуют два известных оманских актера – мужчина и женщина, они объясняют сюжет между ариями и ансамблями «Волшебной флейты» Моцарта. Так что эти релизы выйдут во время юбилейного сезона. Мы создали свой лейбл для DVD и CD с узнаваемым логотипом. Мы собираемся продолжить этот проект в будущем.

- А когда выйдет ваш релиз с Хворостовским?

- Он уже подготовлен и будет представлен публике в начале 2017 года. Пока это будет релиз только для Омана и стран GCC, но мы обсуждаем и международный релиз. Я очень благодарен Дмитрию за то, что он разрешил нам записать его замечательный концерт. Мы с ним друзья, я вспоминаю прекрасную постановку «Трубадура» на фестивале Арена ди Верона. В этом спектакле был замечательный состав: помимо Дмитрия, пели Сондра Радвановски и Марсело Альварес. Мне кажется, это было в 2010 году, и Дмитрий получил награду за лучшую роль в опере.

- Большую часть года вы живете в Омане, что вам нравится в этой стране больше всего?

- Моя жизнь полностью изменилась два года назад, я живу здесь один, так как моя жена не могла поехать со мной и живет в Брешии. Но у меня огромное количество работы: я нахожусь в театре весь день, особенно летом. Лето здесь стоит ужасная жара, и лучше находиться в помещении. Но мне нравится такая организация работы. И жизнь здесь отличается удивительным спокойствием, люди добры и очень вежливы, поэтому нет никакого стресса. Вы можете работать много часов, проделать огромное количество работы, и все это безо всякого стресса, который разрушительно влияет на большую часть нашей жизни. Я обычно выхожу на улицу после работы примерно в половину седьмого и вижу это прекрасное заходящее солнце (здесь очень красивые закаты практически каждый день), и эта картина сочетается со звуками молитвы муэдзина и необыкновенным вечерним пением птиц, когда все их голоса начинают звучать одновременно. И это видится какой-то естественной квинтэссенцией человеческой жизни. И кажется, что мы в западном мире должны в чем-то вернуться к этому естественному первоистоку и научиться уважать друг друга. Это очень важно для меня, и поэтому я так хорошо чувствую себя здесь.

Беседовала Вера Степановская

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Королевская Опера Маската — театр из восточной сказки

Интервью с Его Высочеством Камилем аль Саидом

Буклет сезона