Вера Степановская
Королевская Опера Маската — театр из восточной сказки
Королевский Оперный театр Маската. Photo© Khalid AlBusaidi
Королевский Оперный театр Маската – представляет собой одно из чудес Востока, самим своим существованием призывающий к конструктивному диалогу между культурами, обмену и взаимному обогащению. Театр открылся в 2011 году и является единственным на Аравийском полуострове, символом Ренессанса Омана в правление Султана Кабуса бин Саида.
Журнал «Опера+» получил уникальную возможность побывать в Королевском Оперном театре в преддверии его юбилейного сезона (в следующем году театр празднует свое пятилетие), посетить спектакль «Дочь полка» Доницетти в исполнении Театра Массимо, Палермо (в Маскате пока выступают только приглашенные коллективы) и пресс-конференцию, анонсирующую новый сезон.
Королевский Оперный театр Маската. Photo© Khalid AlBusaidi
В России об Омане знают, но не так много, страна представляется незнакомой и экзотической. Само ее название уже будит воображение, вспоминаются Синдбад-мореход, занзибарские пираты, библейский Иов и Царица Савская. Прелесть Омана в его самобытности, открыв двери для международного туризма, страна сохранила спокойствие и достоинство. Столица Омана, Маскат - один из красивейших городов арабского мира. Старый город знаменит своими рынками и официальным Дворцом султана, а в новом Маскате выделяются два центра: религиозный - Большая Мечеть Султана Кабуса и светский - Королевский Оперный театр. Именно театр, открывший свои двери в 2011 году, призван был стать центром диалога Восточной и Западной цивилизаций.
Королевский театр Маската возникает перед изумленным путешественником подобно дворцу из «Тысячи и одной ночи». Традиционная исламская архитектура здесь соседствует с техническими новшествами, программа включает не только оперу и балет, но и традиционную арабскую музыку, джаз и мюзиклы, а зал легко трансформируется из оперного в концертный. Несмотря на то, что здание поражает размерами, зрительный зал небольшой и вмещает около 1000 слушателей. Его акустика, комфорт и техническая оснащенность находятся на уровне лучших театров мира.
В оформлении зала доминирует дерево, которое издает особый чуть ощущаемый экзотический аромат и вкупе с оформлением создает атмосферу Востока. В остальных интерьерах театра преобладает привезенный из Италии чуть розоватый, теплого оттенка мрамор. Фойе и лестницы поражают размахом. Среди публики наблюдается колоритное смешение культур и стилей: смокинги и вечерние консервативные, достаточно закрытые платья у дам соседствуют с национальными оманскими дишдашами (длинная мужская рубаха) и массарами (мужской головной убор), дресс-код в театре обязателен.
Королевский Оперный театр Маската. Photo© Khalid AlBusaidi
Со времени своего основания театр должен был стать больше, чем просто оперой, скорее музыкальным и культурным центром широкого профиля. Сейчас только лишь первое поколение оманцев приобщается к классической западной музыке. В 2007 году был учрежден первый симфонический оркестр – Королевский симфонический оркестр Омана, опера же исполняется приглашенными коллективами, приезжающими со своими постановками, солистами, оркестром и хором. Все приезжающие в гости театры – это театры самого высокого уровня, в этом смысле Маскату может позавидовать любая столица мира: в апреле в Маскате гостила Венская опера с «Вертером» Массне, в мае приезжал Театр Массимо Палермо с оперой Доницетти «Дочь полка».
Поскольку каждое наименование идет здесь впервые, предпочтение отдается традиционным и ясно излагающим сюжет спектаклям. Поэтому классическая постановка Франко Дзеффирелли оперы Доницетти «Дочь полка» 1959 года (режиссер создал декорации и костюмы для театра Массимо в Палермо в 1959 году), представляет для Маската идеальный выбор. Спектакль был возобновлен в Палермо Филиппо Кривелли и Альберто Кавалотти. Постановка ясно и с юмором излагает сюжетную линию оперы для тех, кто знакомится с этим произведением впервые, заставляя более искушенного зрителя включиться в игру со смыслами. Яркие рисованные декорации, верные исторической эпохе костюмы проникнуты духом иронической стилизации под цветные популярные литографии XIX века, что прекрасно подходит для комической оперы Доницетти, написанной им в 1840 году для парижской Опера Комик, где «Дочь полка» побила все рекорды популярности.
"Дочь полка". Сцена из спектакля. Photo© Khalid AlBusaidi
Во время увертюры перед зрителем проходят проецируемые на занавес цветные гравюры, которые рисуют эпоху наполеоновских войн и историю удочерения главной героини 21-м полком. И когда занавес открывается, мы видим те же самые почти лубочные картинки во всей своей ожившей яркости.
«Дочь полка» с первых мгновений захватывает внимание слушателя своей одновременно живой, страстной и по-французски изящной музыкой. В центре ее светлая любовная история сиротки Мари, удочеренной 21-м полком, а в финале она находит свою любовь и семью. Легкая ирония, тепло человечности и пафос патриотизма характеризуют эту оперу Доницетти. При этом партитура предъявляет к певцам очень высокие технические требования. Партия Мари входила в репертуар практически всех выдающихся колоратурных сопрано. В Маскате главную роль пела Дезире Ранкаторе, одна из ярких звезд современной итальянской оперы. Технически безупречное пение, виртуозность и страсть, которую певица вложила в свое исполнение, заслужили ей восторженный прием и долгие овации публики. В партии Тони выступил грузинский тенор Шалва Мукерия, который справился с вокальными трудностями партии и сделал хорошую карьеру в Европе. А сицилийский баритон Винченцо Таормино стал идеальным исполнителем партии приемного отца Мари сержанта Сюльписа. Анна Мария Кьюри замечательно исполнила маркизу де Беркенфильд, якобы тетку, а на самом деле мать Мари. Оркестр и хор Театра Массимо тоже были на высоте. За пультом стояла хорошо известная в Петербурге Кери-Линн Уилсон. Вечер в целом подарил радостные и светлые эмоции, что подтвердил энтузиазм публики.
"Дочь полка". Сцена из спектакля. Photo© Khalid AlBusaidi
На следующий день Королевская опера Маската на специальной пресс-конференции объявила свой юбилейный 5-й сезон 2016-17 года под общим девизом «Совершенство в разнообразии». Администрацию театра, интернациональную по своему составу, возглавляет генеральный директор Умберто Фанни, талантливый менеджер, несколько лет руководивший фестивалем «Арена ди Верона». В Совете директоров театра – представители королевской семьи. О новом сезоне рассказали и Умберто Фанни, и директор оперы Его Высочество Саид Камиль Фахад Аль Саид. Все выступления не только синхронно переводились, но сам текст их на английском языке был предложен журналистам.
С сентября по май театр собирается дать более 60 представлений: традиционных оманских и арабских опер, балетов, концертов, джаза, мюзиклов, мировой музыки и специальных событий. 29 сентября сезон откроет опера Гуно «Ромео и Джульетта», представленная Оперой Монте-Карло. Всего же театрами шести стран – Монако, Германии, Франции, России, Италии и Бельгии – будет показано шесть опер. «Лоэнгрин» будет представлен Фестивалем Вагнера в Велсе, «Дон Жуан» Моцарта – Оперой Лиона, «Евгения Онегина» привезет московский Театр им. Станиславского, «Итальянка в Алжире» Россини будет показана в версии Оперы Флоренции, а «Искатели жемчуга» Бизе – в версии Бельгийской королевской оперы Валлонь.
Впечатляюще выглядит и программа концертов звезд оперной сцены. В театре снова выступит Пласидо Доминго (он пел на открытии театра в 2011 году). В будущем сезоне он споет Гала-концерт в сопровождении Филармонического оркестра Бергамо и Фестиваля Брешии под управлением Евгения Кона (11 января 2017 г.), но помимо этого, он и сам встанет за пульт Королевского симфонического оркестра Омана. Другое звездное Гала – концерт Анны Нетребко и Юсифа Ейвазова с программой, состоящей из арий Верди и Пуччини, будет иметь место 3 марта. А в Бродвейском Гала с популярными номерами из мюзиклов 31 декабря 2016 года выступит известный английский баритон Симон Кинлисайд.
Его Высочество Камиль аль Саид на пресс-конференции Photo© Khalid AlBusaidi
В юбилейный сезон театр начинает практику своих собственных постановок. Это будут два шоу, созданные в сотрудничестве с ведущими театрами мира. Первое из них называется «Опера» и создается как копродукция с Дворцом искусств королевы Софии в Валенсии. Талантливый режиссер Давид Ливермор представит свежий взгляд на историю оперы исполнением ряда известных арий в сопровождении современного видеоряда. Другой спектакль «Празднуя Оман» – это тоже шоу, которое будет показано на площади перед театром (режиссер Паоло Далла Сега).
Приятно отметить, что в сезоне будет отчетливо звучать «русская» тема. Помимо «Евгения Онегина» Московского театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко и гала-концерта Анны Нетребко, Маскат увидит балет «Анна Каренина» в исполнении театра Бориса Эйфмана, а в концерте выступит хор Красной армии им. Александрова. Это будет далеко не первое появление российских коллективов и солистов в Омане. В предшествующие сезоны здесь уже выступал Мариинский театр, давали концерты Ольга Бородина и Дмитрий Хворостовский.
Королевский Оперный театр Маската. Photo© Khalid AlBusaidi
Конечно, в юбилейном сезоне будет звучать очень много разной музыки – этнической, джаза, эстрадной, военной, ведь программа оперного театра будет стремиться удовлетворить все вкусы и воспитывать среди оманцев истинных ценителей классики.
Интересно, что на пресс-конференции обсуждалось много вопросов. Правда, касались они, в основном, не художественной, а экономической стороны жизни театра. Все это было очень интересно, но нам захотелось побеседовать подробнее. Член совета директоров Его Высочество Камиль аль Саид и генеральный директор Королевской оперы Маската Умберто Фанни любезно согласились ответить на наши вопросы. Эксклюзивные интервью с ними в наших последующих публикациях.