English   Русский

Журнал любителей искусства

Королевский Оперный театр Маската: беседа с Его Высочеством Камилем Аль Саидом

Его Высочество Камиль Аль Саид на пресс-конференции.
Фото предоставлено Королевским Оперным театром Маската


Королевский Оперный театр Маската празднует в этом году свой первый небольшой юбилей – 5 лет со дня основания. И здание театра, предстающее прекрасным восточным дворцом, окруженным благоухающими садами, и программы гостевых и своих коллективов, и техническое оснащение, и публика, - все здесь необычно и интересно. Как и чем живет первый оперный театр арабского мира? Журнал «Опера+» получил уникальную возможность не только побывать в Королевском Оперном театре Маската, но и побеседовать с Его Высочеством Камилем Фахадом Аль-Саидом, Помощником Генерального секретаря Кабинета заместителя премьер-министра Совета министров, члена Совета директоров Королевского оперного театра Маската.

"Opera+”: Королевский Оперный театр Маската – настоящее чудо посреди Арабского мира. Какую роль он играет в культурной жизни Омана?

ЕВ Камиль Аль-Саид: Я считаю, что мы можем видеть «чудо Королевского Оперного театра Маската» в более широком контексте – через чудесный Ренессанс Его Величества Султана Кабуса бин Саида, который преобразовал Оман в современное государство, сохранив при этом его традиционную культуру.
В создании Королевского Оперного театра Муската Его Величество видел укрепление мира и гармонии во всем мире с межкультурным обменом в глобальном масштабе – через исполнительское искусство как общий язык человечества.
Его Величество хотел обогатить людей Омана духовно и интеллектуально через знакомство с исполнительским искусством других стран. Внушить людям Омана гордость за их достижения, за длинную и славную историю их национальной музыки, танца и песни, за Королевский Симфонический оркестр Омана и Королевский Военный духовой оркестр, а также вдохновить оманских музыкантов на дальнейший творческий прогресс в области этих искусств.
Королевский Оперный театр Маската изменил культурную жизнь жителей Омана, принеся исполнительское искусство буквально к их дверям, широко распахнув окно в мир. Многие оманцы освоили и продолжают осваивать технические и административные навыки управления оперным театром, многие другие вдохновлены открывшимися перспективами карьеры в творческих областях. Когда видишь оманцев выступающих в Королевском Оперном театре Муската во время Женского дня Омана, играющих в Королевском симфоническом оркестре Омана или в Духовых оркестрах, принимающих участие в спектаклях в качестве статистов в собственных постановках театра, - ощущаешь гордость за свое наследие и культуру, чувствуешь мотивацию к дальнейшему развитию.

Как опера и классическая музыка соотносится с традиционной культурой и системой ценностей Омана?

Во-первых, надо заметить, что классическая музыка, как гражданская, так и военная исполнялась в Омане в последние десятилетия Королевским симфоническим оркестром Омана и Королевским духовым оркестром Омана – направляя эволюцию музыкальных традиций Омана к новому их развитию. Это уже стало частью современного культурного наследия страны. И важно понимать, что корни, как духовых оркестров, так и Королевского симфонического оркестра в старых музыкальных традициях, умениях и практиках Омана.
Европейская опера не настолько чужеродна арабскому миру, как то может показаться со стороны. Факт то, что форма театрализованного пения в костюмах, очень близкая европейской опере, практиковалась в Мавританскую эру в VIII веке. Традиции песни и танца в Омане включают выступление в костюме на сцене с пением под живую инструментальную музыку.
Короче говоря, практика классической музыки и оперы в Европе, ее ценность вполне согласуется с традиционным исполнительским искусством Омана

В чем Ваше Высочество видит главную задачу Королевской оперы в этой части мира?

Мы должны вернуться к просвещенному видению Его Величества Султана Кабуса бин Саида, которое заключается в содействии межкультурному пониманию способствующему достижению гармонии и мира на земле.
Конкретные цели Его Величества выражаются в миссии Королевского оперного театра Маската, миссии, которая относится не только к этому региону, но и выходит за его пределы.
Миссию Королевского Оперного театра Маската можно сформулировать вкратце: многопрофильная работа Королевского театра показывает богатую и разнообразную культуру Омана, региона в целом и мира; предоставляет пространство для культурного и социоэкономического развития, размышления и действия, вдохновляет зрителей и лелеет творческий потенциал с помощью инновационных программ; способствует культурной жизнеспособности и развитию талантов; способствует культурному туризму; и заставляет культурную дипломатию практиковать глобальное и междисциплинарное сотрудничество и обмен.

Его Высочество Камиль Аль Саид на пресс-конференции.
Фото предоставлено Королевским Оперным театром Маската


Королевский театр представляет не только оперу, но оркестровые концерты, балет, даже джаз присутствуют на его сцене. Какой между ними баланс? Что Ваша публика любит больше?

Баланс и разнообразие являются ключевыми особенностями в программе сезона Королевского Оперного театра Маската, которая включает широкий круг жанров – оперу, концерты, балет, танец, джаз, мюзиклы, мировые шоу и специальные события для посещения всей семьей и для детей.
Важно отметить, что в процессе выбора событий для сезона мы уделяем особое внимание оманской и арабской музыке и представлениям. Обычно в течение каждого сезона даются шесть полноценных опер, по крайней мере два балета, несколько концертов с исполнителями со всего мира, мюзикл, две джазовых программы и по крайней мере одно мировое шоу.
Говоря в целом, опера пользуется наибольшим спросом, следом идет балет. Также очень популярны джазовые концерты и мюзиклы.
Ответ на вопрос «что больше любит публика» естественно зависит от того, какому ее сегменту мы обращаемся. Например, программы оманской и арабской музыки пользуются огромной популярностью у оманских и арабских слушателей, а концерты классической музыки – у западной аудитории. Однако, наблюдая за статистикой сезонов, мы можем сказать, что процент оманской аудитории увеличивается. Это касается как арабских, так и не-арабских событий. И более того зарубежная аудитория начинает больше интересоваться арабскими концертами, поэтому мы очень горды, что наша публика начинает интересоваться новыми для себя жанрами музыки.
Мне приятно отметить, что все жанры пользуются спросом и часто зал продан целиком – и продажи увеличиваются, так как мы отвечаем на запрос аудитории. Средний показатель продаж билетов составляет 80%.

В Королевском оперном театре выступают многие известные артисты и коллективы, привозящие свои собственные постановки. Есть ли у вас планы развития музыкальной жизни Омана дальше?

Мне приятно ответить на этот вопрос утвердительно. Королевский Оперный театр Маската начинает создавать свои собственные постановки. В сезоне 2016-17 будут поставлены два новых шоу: «Опера» - воображаемое путешествие во времени через историю оперного искусства с помощью мифа об Орфее и Эвридике, и «Отмечаем Оман» - захватывающее и просто сказочное шоу - дань Ренессансу Его Величества султана Кабуса бен Саида, показывающую одну из лучших традиций Омана ... рассказывание историй!

Концерт Дмитиря Хворостовского в Маскате.
Фото предоставлено Королевским Оперным театром Маската


Русские артисты уже выступали в Королевском оперном театре Маската, включая Мариинский театра и меццо-сопрано Ольгу Бородину. Есть ли у вас дальнейшие планы сотрудничества между нашими двумя странами?

Я рад ответить, что да, есть. Россия – страна с выдающейся историей исполнительского искусства, особенно в отношении оркестровой музыки и балета, и наше плодотворное культурное сотрудничество продолжается.
В течение предшествующих сезонов в театре всегда были представлены русские композиторы, музыканты, певцы и танцоры балета, как правило, не единожды за сезон. Эта продолжится и в сезоне 2016 – 2017: у нас будет представлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», пройдет концерт самой известной российской сопрано Анны Нетребко и концерт Хора Красной армии им. Александрова.

Беседовала Вера Степановская