Последнее
обновление
21.02.09

Журнал любителей искусства

Фьоренца Чедолинс
в Константиновском дворце

Записи Фьоренцы Чедолинз на CD и DVD

Фьоренца Чедолинс

Фото: Алена Кузнецова

14 февраля в Константиновском дворце состоялся единственный в России концерт итальянской певицы Фьоренцы Чедолинс в рамках программы «Мировые оперные театры в Константиновском дворце» и к 230-летию театра Ла Скала.
В этот уникальный вечер представилась возможность услышать исполнительницу главной партии в спектакле открытия сезона миланского театра Ла Скала (Фьоренца исполнила партию Елизаветы Валуа в «Доне Карлосе» Верди).
Фьоренца дебютировала в ранней молодости, но настоящий взлет в ее карьере пришелся на 1996 год, когда она одержала победу в конкурсе Лучано Паваротти, после чего получила возможность спеть партию Тоски вместе с великим тенором. С этого момента Чедолинс выступает на ведущих оперных сценах мира. Ее голос редкой темной окраски и широкого диапазона типичен для итальянской школы и певицу часто сравнивают с великой Ренатой Тебальди.
Приезд Фьоренцы Чедолинс в Россию был организован благотворительным Фондом Елены Образцовой. Участие в организации принял и известный в оперном мире главный редактор и директор журнала «L’Opera» г-н Сабино Леночи.
Накануне концерта состоялась встреча певицы с журналистами. На встрече так же присутствовали Елена Образцова и г-н Леночи.
Фьоренца Чедолинс сказала, что очень волнуется, так как это ее первый приезд в Россию и в городе с такими давними оперными традициями ей хотелось бы представить свое искусство и, прежде всего, арии из великого итальянского репертуара.

- Я начну с арии из оперы Беллини «Норма» - может быть самой известной арии из всего, что написано для сопрано во всем мире. Естественно, я буду петь Верди – арию Леоноры из «Силы судьбы» как дань России и Санкт-Петербургу. Естественно будет Пуччини, который всегда присутствует в моем репертуаре. Я дебютировала в «Ла Скала» в «Мадам Баттерфляй» и благодаря этому спектаклю имела большой успех. И нам с Еленой Образцовой пришла идея исполнить маленькую жемчужинку – Баркаролу из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». И что-нибудь еще прозвучит вне программы. Я родилась в маленьком районе на северо-востоке Италии, когда-то эта местность принадлежала Австро-Венгерской империи. В моем характере, в том, как я воспринимаю мир, отразилось то, что у меня смешанная кровь. И именно в силу этого я с особым волнением воспринимаю подобного рода мероприятия. Во-первых, на мне лежит большая ответственность представить петербургской публике итальянское искусство. Во-вторых, чтобы помочь укрепить дружбу между Италией и Россией. Я постараюсь достойно исполнить эту миссию, передать послание итальянцев российскому народу при помощи моего искусства и любви.

Нам удалось задать вопрос об открытии сезона в Ла Скала.
Фьоренца ответила, что того адреналина, который она получила от этого спектакля, ей хватит надолго. Ведь ее партнер Джузеппе Фильяноти, который должен был петь Дона Карлоса, был отстранен от премьеры ровно за 26 часов, и тенор из второго состава Стюарт Нейл совсем не репетировал со своими партнерами. «Но он оказался таким молодцом, - говорит певица, - прекрасно справился с этой трудной задачей».
Задают вопросы не только о прошлых выступлениях, но и о самой ближайшей работе – опере Доницетти «Мария Стюарт» и обращении Чедолинс к репертуару бельканто.

Фьоренца Чедолинс

Фото: Алена Кузнецова

- Школа итальянского бельканто зиждется на трех именах – Россини, Беллини, Доницетти. Мой голос от природы лучше всего приспособлен для того, чтобы петь Пуччини. Я постаралась переломить эту свою природу, чтобы петь Верди Это было вполне осознанно, потому что я люблю интеллектуальный и духовный мир Верди. Но когда я стала петь ранний вердиевский репертуар («Битва при Леньяно» и т.д.), я поняла, что его корни лежат в школе итальянского бельканто – в музыке Беллини и Доницетти. Все эти годы я работала над тем, чтобы приобрести дополнительную выразительность, именно для работы над техникой бельканто. Вот почему я взялась за «Норму» Беллини, потом Доницетти, поскольку я чувствовала некую недоразвитость своего лирико-драматического сопрано. Для моего голоса больше подходит средняя тесситура, я не владела техникой высоких нот. Поэтому я и пела пуччиниевский репертуар. Осознавая возможности своего инструмента, я постаралась с умом подойти к выбору репертуара бельканто. Я обратила внимание, что такие оперы Доницетти, как «Мария Стюарт» и «Лукреция Борджиа», подходят для такого голоса, как мой, так как эти партии дают мне возможность петь легато.

Елена Образцова говорила о том, что ее связывает с театром Ла Скала и что для нее большая честь представить Петербургу новую звезду театра, к тому же этот концерт станет прекрасным началом празднования 2230-летия Ла Скала в России. Представила она и Сабино Леночи, директора и редактора одного из лучших оперных журналов мира.
С ним нам удалось поговорить после окончания пресс-конференции.

- Не могли бы вы рассказать о вашем журнале и о себе?

- Мой журнал родился 22 года назад. В Италии много музыкальных журналов, посвященных опере, а я был с детства связан с оперой. Мой отец играл в оркестре Ла Скала, и мне тоже всегда хотелось что-либо делать в этой области. Поэтому я взялся за это издание. Журнал издается в Италии, но он не только об Италии, а и обо всем мире, потому что у нас печатаются репортажи из других оперных театров, и у нас есть собственные корреспонденты во всех городах, где есть оперные театры. И журнал сегодня известен по всему миру.

- Вы имеете такую тесную связь с театром Ла Скала, скажите пожалуйста, будет ли у них, наконец, главный дирижер?

- Вы знаете, что Риккардо Мути был музыкальным директором на протяжении 19 лет.

- Но он сказал на пресс-конференции в Чикаго, что 100 человек (он употребил другое слово) из оркестра проголосовали против него. И он вряд ли вернется в Ла Скала.

- Ла Скала – это великий мировой театр с очень высоким статусом, но с очень сложной политической ситуацией. Конфликт Риккардо Мути с директором Фонтана привел к ситуации, при которой Мути пришлось уйти. Сейчас генеральным менеджером театра является Стефан Лисснер. Но и при нем появляются проблемы, как проблема с тенором в премьере «Дон Карлоса». В театре очень много проблем со стороны артистического секретариата, проблемы политкорректности, проблемы с агентами. Случай с Фильяноти и Стюартом Нейлом в том, что на генеральной репетиции Фильяноти пел не очень хорошо. И существует проблема со зрителями Ла Скала, и генеральный менеджер решил, что на открытии публика не примет Фильяноти. И он заменил тенора. Я не хочу обсуждать это решение. Могу только сказать, что Джузеппе Фильяноти очень хороший тенор и хороший артист. Я думаю, что генеральная репетиция не показатель, потому что певец обычно не поет полным голосом. И было неправильно, что на генеральной репетиции присутствовали критики. Проблема генерального менеджера Ла Скала в том, что он боится публики. Он решил, что поменять тенора не создаст проблемы, но это проблема.

- Считаете ли вы Ла Скала сегодня лучшим театром в мире?

- Нет я думаю, нет. Вы знаете, как я отношусь к этому театру. И я скажу, что это великий театр, но не самый лучший. Великий и лучший – это не одно и то же. Великий, как Ковент Гарден, как Метрополитен, как Штаатсопер.

- Это ваш первый визит в СПб?

- Нет-нет. Я здесь в четвертый раз. Я приезжал на конкурс Елены Образцовой много раз. И я приветствую эту идею приглашать певцов из Ла Скала в Константиновский дворец. Мы сейчас думаем о программе этих концертов на будущее.

- Кого вы еще предполагаете привезти?

- Мы хотели бы организовать концерт дуэтов баритона и баса из опер Верди. Я надеюсь, что мы приедем еще.

- Мы благодарны вам за то, что вы привезли Фьоренцу Чедолинс.

- Она сегодня одна из лучших, прекрасный голос, и мне особенно приятно представить ее новой аудитории Санкт-Петербурга.

Константиновский дворец – это сравнительно новая площадка для концертов классической музыки. Публику привлекает сочетание высокого уровня исполнительства с элементом настоящего светского мероприятия. Кроме того, из-за небольших размеров прекрасного Мраморного зала достигался очень тесный контакт между певицей и публикой. Программа началась с Каватины Нормы из одноименной оперы Беллини, далее прозвучал романс Лукреции из оперы «Лукреция Борджиа» Доницетти. От музыки бельканто Чедолинс перешла к вердиевскому репертуару. Как дань Санкт-Петербургу в программу концерта была включена «Сила судьбы» Верди (как известно, опера была заказана композитору дирекцией Императорских театров и впервые прозвучала в Большом театре Санкт-Петербурга). Принципиально иное развитие концерт получил, когда зазвучала музыка Пуччини. Тут-то и стало ясно, что певица имела в виду, когда говорила о том, что ее голос самой природой приспособлен для того, чтобы петь музыку именно этого композитора. Прозвучала ария Тоски и ария Чио-чио-сан. Именно в «Мадам Баттерфляй» Фьоренца Чедолинс достигла самого большого своего триумфа, эта партия является вершиной ее творчества, по словам Сабино Леночи, который исполнял на концерте роль ведущего.
В конце программы в исполнении Фьоренцы Чедолинс и Елены Образцовой прозвучала Баркарола из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. На бис была исполнена ария из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврер» о любви к искусству.
Концерт доставил огромное удовольствие всем присутствовавшим в зале. Голос Чедолинс очень красивого тембра, глубокий и густой, с вибрато, ее исполнение было выразительным и прочувствованным, хотя временами казалось, рассчитанным на большой театральный зал. Молодой дирижер Маттео Бельтрами произвел очень хорошее впечатление, как в симфонических отрывках, так и в аккомпанементе, недаром ему прочат большое будущее.
Хочется поблагодарить всех организаторов концерта и выразить надежду, что цикл «Мировые оперные театры в Константиновском дворце» получит достойное продолжение.

2CD: "тоска" Пуччини
"Тоска" Пуччини с участием Фьоренцы Чедолинс и Андреа Бочелли, 2 Audio CD

Купить на OZON.RU


Персональный сайт Фьоренцы Чедолинз