Вера Степановская
Фестиваль «Площадь искусств»: Сибелиус, Чайковский и Свиридов
Юрий Темирканов и Юджа Ванг. Фото Стас Левшин
XVI Международный зимний фестиваль «Площадь искусств» был посвящен юбилеям трех композиторов : Яна Сибелиуса, П. И. Чайковского и Г. И. Свиридова, что не удивительно, ведь все эти композиторы выступали в Большом зале лично, и музыка их звучала и звучит постоянно. Об этом нам напоминала выставка, развернутая в фойе Большого зала Филармонии. В числе афиш и программ, была и та, которая сообщала, что Ян Сибелиус в 1906 году дирижировал здесь симфоническими фантазиями «Дочь Похьолы» и «Возвращение Лемминкайнена». В дальнейшем музыка композитора из репертуара филармонических оркестров и гастролеров никогда уже больше не исчезала. На этот раз на фестивале прозвучали Первая и Вторая симфония и Скрипичный концерт Сибелиуса.
«Площадь искусств» — это, прежде всего, фестиваль Юрия Темирканова. Его концертов ждут, они задают точку отсчета для всех остальных событий. В этом году на фестивале Темирканов дирижировал всего одним концертом – на открытии фестиваля, который стал одним из самых ярких впечатлений. Маэстро включил в программу Вторую симфонию композитора, одну из самых своих любимых вещей. Дирижер, вообще, — не сторонник монографических циклов, но в случае с Сибелиусом об этом можно лишь пожалеть, он прекрасно чувствует суровый, могучий дух финского классика, подчеркивая эпическую сущность извечного столкновения человека с зимним омертвением и косностью. Вторая симфония была написана Сибелиусом на волне успеха Первой, но дух ее далек от оптимизма, хотя и заканчивается она ре-мажорным апофеозом. Темирканов исполнил симфонию без спешки, акцентируя ее величавую красоту; эффект от унисонного звучания струнных и музыка в целом действовали на зал поистине магически.
Дирижирует Александр Дмитриев. Фото Анна Флегонтова
В первом же отделении прозвучал Второй концерт П. И. Чайковского, в котором солировала китайская пианистка Юджа Ванг. Пианистка выучила концерт по просьбе петербургского маэстро – Темирканову не хотелось исполнять заигранный Первый концерт. Однако до выступления на фестивале она уже исполняла концерт во время своего международного турне. Блестящий и эффектный Второй концерт Чайковского требует от исполнителя виртуозности, которой Юджа Ванг владеет в полной мере. А вот романтическая патетика и серьезность пианистке не близки. Соединяя в своем имидже девочку-подростка с роковой женщиной, она представила модный, облегченный вариант Чайковского, в котором наблюдается много легкой игры со смыслами. При этом Ванг не занимать харизмы, можно спорить и не принимать ее интерпретацию, однако невозможно не поддаться ее сценическому обаянию. Отдельная тема — ее наряды: по версии СВС Мьюзик, Юджа — наиболее стильно одевающийся музыкант. Не только стильно, но и подчеркнуто сексуально; на репетиции она была затянута в черную кожу, концертное же, очень открытое и очень плотно облегающее фигуру серебряное платье переливалось русалочьей чешуей. Все это, кажется, не соответствует академичности Заслуженного коллектива, плотной фактуре звука этого оркестра и романтической трактовке музыки Чайковского Темиркановым. Но противоположности притягивает друг друга: легкая изысканность сольной партии вступила в захватывающий диалог с патетическими порывами оркестра. И публика это оценила, наградив Юджу Ванг овациями. На бис она сыграла две вещи на, усилившие впечатление от Юджи как от девочки-озорницы: пианистка раскованно сыграла транскрипции «Турецкого марша» Моцарта и «Танца маленьких лебедей» Чайковского, заставившие ревнителей классики немного смутиться.
Концертное исполнение "Иоланты". Лиана Арутюнян (Иоланта), Павел Чернох (Водемон),
дирижер - Павел Бубельников. Фото Анна Флегонтова
Продолжаем тему Сибелиуса — с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева выступила лауреат конкурса Сибелиуса 2005 года Алина Погосткина, исполнив Скрипичный концерт композитора. А Александр Дмитриев включил в программу своего концерта с Академическим симфоническим оркестром филармонии Первую симфонию Сибелиуса. Слушать Дмитриева с его оркестром всегда интересно: есть в нем не только потомственная петербургская филармоническая (родился, учился и всю жизнь живет в нашем городе, а его отец более 30 лет играл в оркестре Е. А. Мравинского), но и европейская закалка — все его интерпретации отличаются интеллигентностью, ясностью и честностью по отношению к музыке. Оркестром филармонии, который не хочется называть вторым, Дмитриев руководит с 1977 года, и все его программы готовятся с особой тщательностью. Исполнение музыки Сибелиуса Дмитриевым отличает благородная сдержанность интерпретации, внимание к деталям. Эта симфония открыла когда-то миру нового гения, нашедшего свой путь в рамках традиции и вне формальных исканий, на концерте же оркестр с Александром Дмитриевым подарил слушателям возможность еще раз вслушаться в эту музыку, открывая для себя Сибелиуса заново. Во втором отделении концерта прозвучало «Итальянское каприччио» Чайковского, а Питер Донохоу солировал в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова.
Концертное исполнение "Иоланты". Михаил Казаков (король Рене),
Владислав Сулимский (Эбн-Хакиа), Алексей Марков (Роберт). Фото Анна Флегонтова
На фестивалях последних лет вокальная музыка и опера практически уравновесили инструментальную составляющую. В этом году состоялись вокальные вечера Ольги Перетятько и Ильдара Абдразакова в Большом зале, а в Малом зале прошел концерт, посвященный Свиридову, который был подготовлен Олесей Петровой и Петром Мигуновым. В завершение этого вокального празднества и в честь закрытия фестиваля, в целом, состоялось концертное исполнение «Иоланты» Чайковского. Филармония смогла собрать звездный состав солистов, в котором надо отметить Иоланту – Лиану Арутюнян, обладательницу прекрасного теплого сопрано, которая с успехом выступает на главных оперных сценах мира, но в Санкт-Петербурге она появляется впервые. Ее Иоланта, исполненная мягкой женственности и внутренней силы и красоты, покорила публику, при этом голос ее звучал ровно и уверенно, без усилия заполняя зал. Вспоминается и другая, когда-то исполнявшая эту партию на филармонической сцене певица Татьяна Новикова. Другой дебютант Петербурга — чешский тенор Павел Чернох, представил непривычного и полного интеллигентского излома Водемона, рафинированного и изысканного. Контраст ему составляло трио больших голосов: Алексея Маркова (Роберта) — его зажигательная ария «Кто может сравниться с Матильдой моей» стала одним из главных хитов вечера, Владислава Сулимского (Эбн-Хакиа) с его красотой тембра и благородной манерой исполнения и Михаила Казакова в роли Короля Рене, на этот раз счастливо избегнувшего форсирования звука. Прекрасный ансамбль солистов дополнило участие Жанны Домбровской, Галины Сидоренко, Натальи Евстафьевой, Федора Кузнецова и Андрея Зорина. Петербургский камерный хор тоже был на высоте. Вместо заболевшего Темирканова концертом дирижировал Павел Бубельников, профессионально «собрав» оперу в одно целостное действо, исполненное яркой театральности, которое никого не оставило равнодушным.