Марина Аршинова (автор ведет блог il-canone.livejournal.com)

 

Оркестр Венской филармонии, дирижер Кристиан Тилеманн
Бетховен. Симфонии 1-9

Концертный зал имени Чайковского, Москва 20-24 ноября 2013 года

Фотограф Юлия Пчелинцева, Фонд "Музыкальный Олимп"

Историческим можно назвать нынешний приезд оркестра Венской филармонии в Москву. Его программа — все девять симфоний Бетховена, исполненных за четыре вечера, которую представили венцы во главе с Кристианом Тилеманном, это и визитная карточка оркестра, и предмет пристального интереса профессионалов, и жгучего любопытства любителей музыки. Боюсь, разве что далеко не все из них смогли попасть на эти концерты - стоимость билетов держалась на уровне 200 - 500 Евро, что, конечно, сделало посещение концертов  недоступным для "простого" слушателя. Впрочем, подобные вещи не только у нас, но и во всем мире справедливо относятся к сегменту лакшери,
и традиционно стоят дорого, так что  это единственное, о чем можно сожалеть, ибо все остальное, без сомнения, было на высоте.
 Те, кому удалось побывать на всех четырех концертах, могут сравнивать их между собой; мне же остается рассказать о вечере, на котором побывала я и услышала  Шестую и Седьмую симфонии. Бесспорно, этот концерт был и останется незабываемым.
Что поразило с самого начала - это, конечно, особый звуковой образ оркестра. Подобно великому музыканту, каждый великий оркестр обладает своим, индивидуальным звуком, своими приемами звукоизвлечения, своей культурой штрихов, динамики и ансамблевого музицирования. И — да,  каждый великий оркестр велик именно тем, как первоклассные музыканты, составляющие его, умеют друг друга слушать и слышать. Венцы продемонстрировали свой класс с первых же звуков "Пасторальной" симфонии Бетховена. Произведение, дающее большой простор для звуковых фантазий и путешествий, чьи части четко определены программой и полны звукоподражания, прочерчивает линию в будущее, к искусству импрессионистов. Сами названия частей предвосхищают картины природы, запечатленные позже в музыке Дебюсси: «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню»,
«Сцена у ручья», «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря» и
«Пастушья песнь». Тема наслаждения красотой и могуществом природы трактуется Бетховеном  не в ранне - романтическом ключе, как у Вебера, с его лесными рогами и театрализованной мистикой и мифологией, но приближает время, когда девизом художника станет гетевская фраза: "Остановись, мгновение, ты прекрасно".

Фотограф Юлия Пчелинцева, Фонд "Музыкальный Олимп"

«Сцена у ручья» стала, пожалуй, наиболее сильным впечатлением этого вечера. Не в последнюю очередь, конечно, благодаря уникальному ансамблю духовых инструментов, феноменально исполнивших эпизод с перекличками флейты, гобоя и кларнета, известный как "Пастушье трио". Каждый из этих инструменталистов - большой музыкант и настоящий виртуоз, но, что поражает больше всего — их ансамблевая сыгранность, тембральная ровность, совершенство вертикали аккордов,свобода и непосредственность, с которой выполняются эти сложнейшие вещи.

Фантастически прозвучала "Гроза". Слушая ее, перед глазами прошли картины поднявшегося внезапно ветра, первых капель начинающегося дождя, и внезапной молнии и грома, погрузившего все во тьму. Так же эффектен был и  переход после  «Грозы» - словно тучи рассеялись и вновь выглянуло солнце... Как венским филармоникам удалось достичь своей игрой этого визуального эффекта - знают только они сами и, возможно, их дирижер Кристиан Тилеманн.

Второе отделение началось с энергичного, я бы сказала, агрессивного, с наскоком, выхода Тилеманна из-за кулис и его харизматичного приветствия залу. Атмосфера была наэлектризована, и в ней прозвучал первый призывный аккорд Седьмой симфонии. Если характеризовать в целом исполнение, я бы подобрала к нему такое понятие как "перевозбужденность". Тилеманн несколько  перегрел атмосферу, передавил, переборщил с форте, с мощными линиями  нарастаний, более уместных, возможно, в музыке Вагнера и Брукнера. Танцевальная стихия двух последних частей была утяжелена, энергия упругости ритма подменялась силовыми приемами. Не хватало бетховенских субито, уходов на пиано, контрастов. Знаменитое Allegretto было ознаменовано досадной неудачей в фугато. В это трудно поверить, но Венский оркестр в какой-то момент был на грани остановки. Этот эпизод, конечно, нисколько не принижает ни величия оркестра, ни мастерства дирижера, лишь только подчеркивает, насколько каждый концерт это тонкий лед, канат, по которому можно пройти легко и непринужденно, а можно с первого до последнего шага мучительно искать равновесие. Тем и отличается концерт от записи: каждый раз это что-то новое, живое, и в этой уязвимости также таится  его непреходящая ценность.

Фотограф С.Бирюков

Осталось сказать несколько слов о дирижере Кристиане Тилеманне. Безусловно, это один из крупнейших дирижеров нашего времени, яркий представитель австро-германской традиции, наследник Фуртвенглера и Караяна, дирижирующий наизусть. Его репертуар имеет четкие границы - это, прежде всего, немецкая музыка XIX века. Особое место в этом репертуаре занимает музыка Вагнера. Тилеманн в последние годы является ключевой фигурой, определяющий художественный стиль Байройтского фестиваля.
 Дирижер уверенно движется к посту худрука оркестра Берлинской филармонии. Будет ли он избран на этот пост или нет, покажет время. Оставит ли он будущим поколениям трактовки, равные по силе его великим предшественникам - также, покажет время. Тилеманну сегодня 54 года, и он находится на пике формы.

Впрочем, позволю себе такой вывод: уровень, который демонстрирует сегодня оркестр Венской филармонии, как и недавно выступавший у нас оркестр Консертгебау, сегодня неизмеримо выше уровня взятого в отдельности самого выдающегося живущего ныне дирижера. Доказательством этому — ротации дирижеров, их сменяемость и чередование, при стабильно высочайшем качестве игры великих оркестров со столетней историей.