Вера Степановская

"Погребальная песнь" Стравинского

Мировая премьера симфонической пьесы Игоря Стравинского «Погребальная песня» прошла в Концертном зале Мариинского театра

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский

Второго декабря в Санкт-Петербурге произошло историческое событие: после 107-летнего перерыва Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра была исполнена "Погребальная песнь" И.Ф. Стравинского. Стравинский написал это сочинение в 1908 году на смерть своего учителя Н.А.Римского-Корсакова. Оно было исполнено в Консерватории и с тех пор считалось потерянным. Сам композитор считал это произведение самым значительным до «Жар-птицы», написанной в 1910 году (с которой для нас собственно Стравинский и начинается), и надеялся, что утерянное произведение будет найдено в Санкт-Петербурге, который он покинул в 1912 году.

И вот произошло чудо: весной 2015 года перед капитальным ремонтом в приговоренных в утиль нотах были обнаружены оркестровые партии, эксперт по творчеству Стравинского Наталья Брагинская восстановила партитуру, и мы услышали считавшееся утерянным сочинение в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Программа концерта была выстроена идеально: четыре симфонических фрагмента "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, потом "Погребальная песнь" и "Жар-птица" Стравинского. От Римского-Корсакова 1907 г к Стравинскому 1910 года, а между ними вновь обретенная «Погребальная песнь» - произведение для большого оркестра тройного состава, 11 минут музыки в медленном темпе. Сам композитор писал о своем произведении так: «Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором».

То, что концерт обещает не только мировую премьеру, но и выдающееся исполнение, стало ясно еще при исполнении «Китежа». И вот «Погребальная песнь»: с изумительно прозвучавшего соло валторны начался скорбный парад инструментов оркестра. В музыке слышалось влияние Вагнера, воспринятое через Римского-Корсакова, русских тем как будто не было, хотя явственно предощущалась грядущая «Жар-птица». Она и прозвучала следом, не сюита, а музыка балета целиком. И если «Погребальная песнь», несмотря на свою необычную для Стравинского патетичность, заканчивалась смертью без просветления, то победа над Кащеевым царством ликовала усильем Воскресенья.

Оркестр театра в этот вечер был на недосягаемой высоте, и Валерий Гергиев (выдающийся музыкальный просветитель нашего времени, ведь сколько произведений он вернул в наш концертный обиход) провел концерт превосходно! Концерт транслировало и Mezzo в альянсе с Триколор ТВ, и Medici. Партитура новообретенной «Погребальной песни» будет опубликована в 2017 году. Концерт открыл Год Стравинского, который обещает Валерий Гергиев. Ждем произведений не только ранних, но и поздних!