Журнал любителей искусства

В Москве завершился Большой фестиваль РНО

Российский национальный оркестр, недавно получивший статус государственного, на протяжении семи дней царил на Новой сцене Большого театра во главе с маэстро Михаилом Плетневым. Несмотря начало сентября, солнечную погоду, зал был заполнен, у оркестра уже давно сформировался свой преданный слушатель. Фестиваль был посвящен Чайковскому, наряду с произведениями которого звучали сочинения Моцарта, Шумана, Грига, Скрябина. В программе представлено множество жанров: концерты, симфонии, опера, даже балет.

На открытии были исполнены Пятая и Шестая симфонии Чайковского. Монументальная программа слушалась на одном дыхании, трагизм выглядел не отвлеченным, а казался совершенно обнаженным, трогающим, вызывающим невольные слезы.

Волшебная флейта Моцарта, исполненная во второй день фестиваля, прозвучала в концертном варианте, из нее были вырезаны все диалоги. В партии Царицы ночи выступила Симона Кермес, уже успевшая завоевать любовь московской публики. При ее выходе на сцену раздались дружные аплодисменты. К сожалению, певица не оправдала ожиданий. На сцене была эксцентричная дама в не лучшей вокальной форме, особенно это было заметно во второй арии, в колоратурах хотелось бы большей точности. Тамино спел немецкий тенор Тильман Лихди, приятное лирическое сопрано английской певицы Люси Кроу очень соответствовало образу Памины, в роли Зарастро прозвучал английский бас Тим Мерфин, с красивым тембром голоса, но с слабым нижним регистром. Партию Папагено исполнил немецкий баритон Штефан Генц, уже выступавший в Москве на Декабрьских вечерах, создавший, пожалуй, самый удачный в вокальном и, особенно, в игровом плане образ. Наряду с западными исполнителями в опере участвовали и отечественные. Вячеслав Войнаровский выглядел забавно в роли Моностатоса, запомнилась изящная Папагена Анастасии Белуковой, трех дам пели Юлия Корпачева, Алина Шакирова и латвийская певица Инга Кальна, которая уже давно выступает в Европе и могла бы в данной постановке исполнить роль позначительнее, чем Первой дамы. Партии трех мальчиков замечательно спели Елизавета Рувимова, Юлия Золотарева и Вера Кравченко из детского хора Большого театра, это прозвучало точно, уверенно, музыкально, девочки выглядели очень естественными и абсолютно раскрепощенными на сцене. Порадовал оркестр, очень тонко и детально была проработана партитура, дирижер был внимателен к солистам, замечательные звучали симфонические моменты и соло флейты.

На следующий день великолепно была исполнена «Поэма экстаза» Скрябина, солировал в которой трубач Владислав Лаврик, также в программе были концерт для флейты и арфы Моцарта, сыгранный солистами РНО Максимом Рубцовым и Светланой Парамоновой; концерт для валторны Глиэра, солист Алексей Серов и серенада для духовых Моцарта с участием английского кларнетиста Майкла Коллинза.

Далее на фестивале прозвучал первый концерт Чайковского, за роялем был титулованный британский пианист Стивен Хаф и нечасто исполняемая вторая симфония Шумана.

В пятый день фестиваля прозвучала музыка Грига к драме «Пер Гюнт», представленная как музыкально-литературная композиция с участием Василия Ланового в роли чтеца и солистами Ингой Кальной и Игорем Головатенко. В предпоследний день фестиваля был исполнен концерт № 20 Моцарта, солировал 14-летний американский вундеркинд Конрад Тао – пианист, скрипач и композитор. Его игра заставляла забывать, что за инструментом, в сущности, ребенок, помимо техники, он не погрешил против моцартовского стиля, что не всегда удается более взрослым исполнителям. Также состоялась мировая премьера балета «Заклятие рода Эшеров», поставленного Владимиром Васильевым по рассказу Эдгара По на музыку Гордона Гетти.

Завершившая вечер сюита из балета «Лебединое озеро», составленная Михаилом Плетневым, выглядела совершенно самостоятельным поизведением, со своим собственным развитием, отличным от привычного балетного восприятия. Оркестр на огромном подъеме исполнил эту сюиту.

Завершилась программа фестиваля гала-концертом. Прозвучали три танца из Славянских танцев Дворжака, Плетнев потерял обычную сдержанность и, казалось, был захвачен опьяняющим ощущением танца. Это настроение передалось публике, после каждого номера раздавались аплодисменты. Майкл Коллинз виртуозно исполнил концерт для кларнета № 2 английского композитора Арнольда. А Рондо-каприччиозо Сен-Санса и Цыганские напевы Сарасате блестяще прозвучали в исполнении скрипача Сергея Крылова, давно выступающего за рубежом.

Очень приятно, что у оркестра появился свой фестиваль, который планируется проводить ежегодно. Второй Большой фестиваль РНО состоится в сентябре 2010 года и станет частью юбилейных торжеств, посвященных двадцатилетию Российского национального оркестра.

Светлана Алаева