"Реквием" Верди в Венском Музикферайне

"Реквием" Верди в Венском Музикферайне
Фото автора

22 и 23 октября в Венском Музикферайне прозвучал «Реквием» Верди. Исполненный Венским симфоническим оркестром и хором Венского Певческого Общества (Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde in Wien) под управлением шефа Парижской оперы Филиппа Джордана со звездным квартетом солистов: Крассимира Стоянова (сопрано), Елена Жидкова (меццо-сопрано), Джозеф Каллея (тенор) и Ферруччо Фурланетто (бас), - «Реквием» стал настоящим событием для любителей музыки.

Как известно, Верди написал свой «Реквием» на смерть писателя Алессандро Мадзони в 1874 году, использовав канонические тексты католической мессы, но вложив в них драматическое содержание, далекое от богослужебных канонов. Именно поэтому заупокойная месса Верди так интересна для интерпретации: одни видят в ней строгое, духовное по своему характеру сочинение, другие – почти что оперу, благо в «Реквиеме» есть и арии, и дуэты и ансамбли.

Пожалуй, Джордан выбрал некий средний путь: изумительно, масштабно и сурово звучащие оркестр и хор представляли монолит заупокойной службы, в то время как замечательным солистам была предоставлена полная свобода в проявлении своей индивидуальности. Их живые, узнаваемые голоса и составили человеческую составляющую переживания смерти: небесный ангельский голос Крассимиры Стояновой будто парил в небесных высях, в то время как чувственное меццо Елены Жидковой принадлежало земле, с ее преходящей красотой; большой звучный тенор Джозефа Каллея как будто стучал в небесные двери, требуя справедливости здесь и сейчас, а не за гробом, а бас Ферруччо Фурланетто предавался сосредоточенным философским размышлениям, содрогаясь перед Судом Господним. Эта драгоценная человеческая трепетность, индивидуальность сольных партий заставила слушателей заново пережить извечную драму ухода человека в мир иной, и, когда отзвучала музыка и голос сопрано, застыть на несколько долгих минут молчания перед бурей восторженных оваций.