Последнее
обновление
07.09.09

Журнал любителей искусства

На фестивале Herrehchiemsee музыка и природа слились в гармоническое единство

Есть в старой доброй Европе благословенное местечко: Нижняя Бавария. А в ней, неподалеку от Зальцбурга, в виду отрогов Альп, окутанных голубоватой дымкой, простирается романтичное озеро – Кимзее. На озере – два острова: тот, что побольше - Herren Insel, поменьше - Frauen Insel. Что в переводе означает: Мужской остров и Женский остров. Раньше на островах было два монастыря, мужской и женский. Теперь действует лишь женский, находящийся под защитой св. Ирмингард: в честь местной святой пишут картины, ставят спектакли и называют катера и яхты.

На «Мужском острове», в конце 19 века по велению Людвига II Баварского выстроили пышный барочный дворец и разбили регулярный парк. А спустя сто с лишним лет, в 1999 году на островах возник музыкальный фестиваль. Фестиваль так и называется – Herrenchiemseefestspiele.

Как известно, Людвиг II Баварский, большой любитель Вагнера и изящных искусств, питал особенное романтическое увлечение: он любил строить замки. Самые знаменитые – стилизованный под средневековые замки Нойшванштайн, стены которого изукрашены росписями и фресками на сюжеты вагнеровских опер. Неподалеку от него - замок Линдерхоф. Но, пожалуй, самый красивый и дорогостоящий - барочный Королевский дворец на острове Херренкимзее, точная копия Версаля. С той только разницей, что баварский Версаль содержится с куда большим тщанием и аккуратностью, чем французский. Все пропорции дворца и парка соблюдены в точности. Регулярный, геометрически правильный партерный парк перед дворцом – с фонтанами и пирамидальными кустами – переходит в буйные заросли английского, где обитают изящные пятнистые косули. Внутри дворца, в пафосном Зеркальном зале проходят концерты фестиваля Херренкимзее. На потолочных росписях цветут буйные краски, барельефы клубятся золочеными телами, богини и наяды, выламываясь из двухмерных плоскостей плафонов, свисают вверх ногами прямо в зал, на ходу обретая гипсовую плоть, объем и фактуру. Ряды торжественных хрустальных канделябров, отраженные в зеркалах, простираются в бесконечность. А на высоком помосте располагаются хор, оркестр и солисты.

Впрочем, концерты фестиваля проходят не только на Herren Insel, но и в старинной церкви на Frauen Insel. Там своя специфика: программный директор фестиваля, Клаус Йорг Шёнметцлер, считает, что в старинной церкви лучше звучит старинная музыка. Поэтому три дня кряду на Женском острове играли скрипичные сонаты Баха, пели хоровую музыку 15-16 века, григорианские хоралы, и мотеты Орландо ди Лассо.

Энох цу Гуттенберг

Энох цу Гуттенберг

Главой фестиваля и его бессменным интендантом является музыкант, дирижер и общественный деятель Энох цу Гуттенберг. Он основал фестиваль 11 лет назад – в расчете на отдыхающих на островах мюнхенцев и жителей окрестных сел и городов. На концерты фестиваля теперь приезжают из самого Мюнхена, за сто с лишним километров, и с приятностью проводят уикэнд на лоне природы. Благо, здесь есть все для чудесного семейного отдыха: озеро, отели и пансионы, катера и яхты, парки – и возможности для культурного отдыха, посещения концертов самого утонченного и рафинированного свойства.

Фестиваль Херренкимзее – мероприятие аристократическое. На концерты принято являться в баварских национальных костюмах, или в вечерних туалетах. Публику привозят на остров на специальных, ярко иллюминированных катерах и мчат по парку на микроавтобусах, прямо ко дворцу. В антракте на террасе устраивают форменное музыкальное шоу: лакеи в белых перчатках и синих фраках торжественно выносят четыре длиннющих, альпийских хорна. Трижды музыканты играют на них четырехголосные хоралы и песенки, придвигаясь все ближе к террасе, чтобы публика могла оценить акустические свойства экзотического инструмента на разных дистанциях. А вокруг, меж плещущих фонтанов стоят дамы и кавалеры с бокалами в руках.

Сам Энох цу Гуттенберг, между прочим, барон; к нему так все и обращаются – Herr Baron. Гутенберг происходит из известной в Германии старинной аристократической семьи, первые упоминания о которой встречаются в летописях 12 века. Род происходит из Франконии, где у семьи – родовые поместья, неподалеку от Байройта. Все мужчины семьи Гуттенбергов, по традиции, делали политическую карьеру – такие, как они, в сущности, составляют немецкую элиту, правящий класс страны. Достаточно сказать, отец его был парламентским секретарем Боннской республики, а сын Эноха от первого брака, Карл-Теодор Фрайхер унд цу Гуттенберг – действующий министр экономики Германии. Лишь г-н Энох оказался исключением из семейного правила, посвятив свою жизнь музыке и проблемам экологии края. На вопрос, считает ли он себя баварцем, гордо отвечает: «Я – франконец!». Не очень-то почитает Рихарда Вагнера, порицая его за антисемитские взгляды. Знаменитый фестиваль Вагнера в Байройте недолюбливает за то, что в свое время семья Вагнеров запятнала его репутацию тесной дружбой с нацистами, включая самого Адольфа Гитлера. А также за то, что на нем, как считает барон, до сих пор сохранился высокомерный арийский дух.

Поэтому Энох цу Гуттенберг предпочитает исполнять Брукнера, Брамса, Гайдна и Мендельсона – как бы, в пику вагнерианцам, оккупировавшим его родной Байройт. Вот и на фестивале Херренкимзее г-н барон продирижировал тремя крупными сочинениями: «Сотворением мира» и «Временами года» Гайдна, а также ораторией Мендельсона «Илия».

Циклопическую хоровую конструкцию масштабного симфоническо-хорового опуса - три часа чистой музыки – маэстро Гуттенберг выстроил с истовым тщанием и полной самоотдачей добросовестного мастера. С пламенным убеждением пророка провел хор и оркестр сквозь страстные и драматические перипетии библейского сюжета, да так, что дух захватывало и грудь спирало от восторга и упоения. Лихорадочная пульсация хоровых масс, патетические речетативы солистов поражали воображение. Провинциальный хор из городка Нойберн и небольшой оркестрик, под названием KlangVerwaltung - любимое детище Гуттенберга, он руководит им уже много лет – играли так самозабвенно, будто от этого зависела их жизнь. Не знаю, сколько у них было репетиций – наверное, не меньше десяти. Потому что такого точного, единого темпоритма можно добиться лишь многочасовыми, долгими репетициями.

Особенно хорош был бас, Кристиан Герахер: умный, артистичный, контролирующий эмоции, он умел властно овладеть вниманием зала с первых же фраз. Гулкий, раскатистый тембр, равно свободный и уверенный в верхах и в нижнем регистре. Замечательное театральное чутье особенно рельефно проявлялось в речетативах, полных гнева и горя. В эти минуты Герахер самозабвенно сливался с с образом, но, в то же время, как бы наблюдал за собой и за реакцией зала со стороны: дар редкостный, данный лишь немногим избранным.

Феликс Мендельсон-Бартольди, крещенный иудей из богатой семьи банкиров, писал «Илию» по матрицам генделевых ораторий и баховских «Пассионов». Барочная риторика сплетается в этой музыке с тихими квази баховскими хоралами и трогательными мелодиями самого романтического свойства. В «Илии» так много музыкального материала, что собрать и внятно донести его, не растеряв по пути внимания аудитории – задача архисложная. Однако Гуттенберг выкладывался до донышка, цепко держал нить драматургии – и ни на миг не ослабевало напряжение, грозы и бури разражались в оркестре и хоре. А над музыкантами парили золотые тела, торсы, руки и ноги богов, увитые знаменами и лентами, буквально выламываясь из плоскости расписных плафонов потолка, обретая объем и фактуру. Это были знаменитые образчики мюнхенского барокко. Музыка и архитектура слились, впаялись, проникли друг в друга; в высокие окна светило закатное солнце, плескались в саду светлые струи фонтанов, а во дворце, ставшего памятником Людвигу II, тени постепенно скрывали буйство красок, сияние позолоты и блеск хрусталя.

Немного аутентики

На следующий день в Королевском дворце давали концерт совсем иного рода. Замечательно мягкий, деликатный голосок Эммы Киркби, певшей старинные английские баллады и песни Джона Дауленда и Роберта Джонса, растекался лавой по ступеням парадной лестницы дворца и воспарял ввысь, к стеклянному шатровому потолку. Британке, певшей в аутентичной манере, одомашненным, теплым, словно осиянным неярким светом тембром, аккомпанировали две виртуознейших девицы на виолах да гамба – Хилле Перл и Фридерике Хейманн. Обе демонстрировали потрясающую технику и чуткую, дышащую интонацию: звук жильных струн идеально сливался с негромким голосом лютни. На лютне играл Якоб Линдберг; и вся эта премилая компания сидела прямо на лестничной площадке. А внизу и вверху, под и над музыкантами, располагалась избранная публика в вечерних туалетах.

Воистину, в старушке Европе люди умеют наслаждаться жизнью. Чистый гедонизм – вот что такое островной фестиваль, Herrenchiemseefestspiele.

Гюляра Садых-заде