Вера Степановская

 

“Что ж сердце бедное трепещет…»: Ферруччо Фурланетто в поисках русской души

Ферруччо Фурланетто в Концертном зале им. Чайковского. Партия ф-но - Игорь Четуев
Фото автора

Душевный трепет эмоционального сопереживания – огромная редкость в наши дни – испытали те, кто побывал на концерте легендарного итальянского баса Ферруччо Фурланетто, состоявшегося 16 ноября в Концертном зале Чайковского в Москве. Выбор программы мог показаться необычным для итальянца: только вокальная лирика Рахманинова и Мусоргского. Но если вспомнить, что Фурланетто единственный западный певец, исполнивший партию Бориса Годунова на двух главных российских сценах – в Большом и Мариинском театрах, - удивление уступает место восхищению приверженности певца к русской классике. Камерная программа, исполненная в Москве, сложилась давно, в начале 90-х, когда главными героями певца на оперной сцене все еще были Фигаро, Дон Жуан и Лепорелло. Но пианист Алексис Вайсенберг увлек Фурланетто совершенно новой идеей: исполнить вместе программу романсов Рахманинова и Мусоргского, это и стало первой ступенью в постижении русской музыки, русской души и русского языка. Не случись этого, может, и не было бы выдающихся воплощений Бориса Годунова, Гремина и Хованского.

«Это было трудно, - признался певец на творческой встрече в Московской консерватории на следующий день после концерта, - потребовалось два полных года напряженных занятий. Конечно, язык. Я был тогда в Нью-Йорке, и ко мне три раза в неделю приходила русская преподавательница. Но эти занятия, позволившие мне привыкнуть к самому звуку русской речи, были лишь началом. Несмотря на то, что итальянский и русский языки не имеет между собой ничего общего, оба они базируются на гласных, и у них мягкий консонанс. Это делает эти языки близкими в смысле пения. Поэтому для меня, итальянца, было легко петь на русском. Ну а потом конечно, я увидел, насколько этот прекрасный язык близок русской душе. И это было замечательное открытие».

Но открытием для слушателей становится и каждый концерт Фурланетто с этой программой, а он пел ее на многих знаменитых мировых сценах – в Музикферайне, на Зальцбургской фестивале, оперных театрах Ла Скала, Женевы, Лисео в Барселоне, в Венской опере, в Берлинской филармонии и других, в начале 90-х выступая с Вайсенбергом, а потом продолжая уже с новым партнером – учеником Владимира Крайнева - Игорем Четуевым. В 2010 году они впервые представили русскую программу в Санкт-Петербурге, в концертном зале Мариинского театра. И вот теперь в Москве.

Петь русские романсы в аудитории, где они «на слуху» - непросто. Тем более что, несмотря на прекрасную дикцию и понимание каждого слова, Фурланетто ломает привычные стереотипы нашего восприятия романса, внося в свой концерт большие страсти, захватывающую драматургию и потрясающий красоты легендарный голос, за который кажется можно продать душу дьяволу. И чем больше слушаешь его, тем больше оказываешься захваченным новыми смыслами, эмоциями и ассоциациями. В давно знакомом открываются неизведанные горизонты, и нет им конца. А средиземноморская эмоциональность певца захватывает, заставляя вместе с ним проживать каждую ноту вокальной миниатюры.

Сама последовательность произведений будто высечена из камня раз и навсегда. На первый взгляд, кажется, что в рахманиновском отделении концерта царят любовь и природа, а во втором – посвященном Мусоргскому - страдания и смерть. Но это лишь первое впечатление. Открывается первое отделение «Судьбой» с рефреном «Стук, стук, стук» - темой рока из Пятой симфонии Бетховена. В балладной структуре этого романса драматическому таланту Фурланетто есть, где развернуться, а «Стук, стук, стук» судьбы еще долго будет вспоминаться слушателям концерта. Последующие «Сон» и «Сирень» погружают в чарующую пантеистическую атмосферу, а любимый Фурланетто - «В молчаньи ночи тайной» звучит, как сокровенное эротическое переживание, и последние его звуки будто тают, растворяются в тишине… «Здесь хорошо» с его переживанием гармонии природы заставляют легко вздохнуть в ностальгической грусти о невозможности гармонии и счастья, а голос певца звучит то мощно, то легко и прозрачно. «Я был у ней» и «О нет, молю, не уходи» захватывают прозой любовных взаимоотношений, «Пора!» взывает к гражданским чувствам. А завершающие отделение «Весенние воды» звучат как жизнеутверждающий гимн весне и счастью.

Ферруччо Фурланетто и Игорь Четуев
Фото автора

Темный бас певца на концерте звучал то завораживающе-сладостно, то чувственно-наполненно, доходя то до нежнейшего фальцета, то демонстрируя бархатные низы, и заворожил, завлек, заставил забыть о грозном стуке Судьбы. Но полно предаваться мечтам, «…всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет», - напомнил нам Фурланетто, исполнив после первого отделения не заявленную в программе арию Алеко из одноименной оперы Рахманинова, и замыкая круг Судьбы. И здесь, наконец, вырывались на свободу страсти и большой оперный голос. Сама ария – шедевр, и очень жаль, что певец никогда не пел оперу целиком на русском языке и в России. На итальянском – пел, на заре туманной юности.

Второе отделение программы было посвящено Мусоргскому и тоже двигалось по кругу, кругу смерти. Оно началось с печального «Листья шумели уныло» о бедном покойнике, которого «тихо, без плача зарыли» и оставили одного на осеннем кладбище, чтобы завершиться глобальными «Песнями и плясками смерти». Внутри круга и социальные проблемы, и любовь, неотделимая от страдания - «Оставьте мне мечты… Душевной теплоты не отравляйте ядом», и ветры буйные, которые дуют над необъятной Россией. Удивительно, но в этом небольшом представлении Мусоргского, Фурланетто смог представить нам весь необъятный космос композитора. Ну и конечно «Песни и пляски смерти», стоят здесь особняком. Четыре части, четыре драмы, которые певец представил в лицах, в красках, в нюансах, ошеломил, заставил трепетать. Как живые предстали убогий мужичонка, замерзающий в дороге и грезящий перед смертью о Рае, бедная мать, тщетно пытающаяся вымолить у Смерти свое дитя, чахоточная девица в момент смерти проживающая единственное в жизни эротическое переживание… В каждой из песен певец представил Смерть в новом обличье, и наконец, явил ее грозным полководцем, собирающим, под свои знамена мертвецов, и навеки их уводящим «в землю сырую». Все это было представлено настолько зримо, бездны Мусоргского открывались настолько явственно, что волосы вставали дыбом, и по телу проходила дрожь. Нет, невозможно было этим закончить концерт! Фурланетто и не закончил. На бис он спел романс Чайковского «Благословляю вас, леса», в котором прекрасный святой старец Иоанн Дамаскин хочет всю «природу в свои объятья заключить». Так Ферруччо Фурланетто даровал слушателем финальное утешение и примирение с жизненными драмами.

Фото Екатерины Беляевой

Особых слов благодарности заслуживает и постоянный партнер певца Игорь Четуев. Он не только чутко поддерживал певца, откликаясь на все его намеренья, но и развернул свою красочную палитру, очень тонкую и рафинированную, заставив вспомнить о лучших представителях русской фортепианной школы.

Концерт имел большой успех, были аплодисменты и крики «браво». К сожалению, они раздавались не только в конце, но и после каждого романса и даже между частями цикла Мусоргского. Впрочем, к этому певец отнесся философски: «В Европе и в Америке аплодисменты обычно раздаются в конце, но у нас в Италии есть поговорка «Paesa chi vai usanza che trovi», что означает, что куда бы ты ни поехал – везде найдешь разные обычаи. Так что все в порядке».

Будем надеяться, что любимый в России певец еще вернется сюда неоднократно с новыми программами. Пока же все еще можно увидеть видеозапись концерта на сайте Московской филармонии