«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Эрмитаже

Рембрандт Харменс ван Рейн
Минерва. 1635 Холст, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection
Есть выставки, которые нельзя пропустить, к таким принадлежит «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», размещенная в Николаевском зале Зимнего дворца до 13 января.
Лейденская коллекция – это частное собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан, в круг их интересов входят, прежде всего голландские художники XVII века, отсюда и название – не по фамилии коллекционеров, а по названию города Лейдена, где родился Рембрандт. На выставке представлен и Рембрандт (1606—1669), и его круг – учителя, соратники, ученики и просто современники. Вдумайтесь, к нам привезли 12 картин Рембрандта (!), в том числе шедевры зрелого амстердамского периода и редкие ранние работы.
Титульной для выставки картиной стала «Минерва» (она же и на обложке каталога), принадлежащая к зрелому периоду творчества художника, перекликающаяся с нашей «Флорой». В этом еще некий поклон в сторону основательницы Эрмитажа Екатерины II, которую тоже называли богиней Мудрости. Рембрандтовский образ несет в себе одновременно черты портрета и исторического полотна. Мы видем величественную женщину, похожую на жену художника Саскию, с ясными карими глазами и разметавшимися по вытканному золотом плащу белокурыми волосами, ее чело увенчано лавровым венком, рука опирается на раскрытую книгу, на столе разбросаны доспехи, на стене в тени – щит с головой льва. Мастерство живописца в этой картине изумительно - в тонкости выписанных деталей, в игре светотени, художник как будто демонстрирует зрителям свое блестящее мастерство.
Три заказных портрета Рембрандта, среди которых «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке» также написаны в этот период в Амстердаме. Особый интерес вызывает «Автопортрет с затененными глазами». Рембрандт, как никто другой, был одержим собственными изображениями, создав их несколько десятков, постоянно делая себя героем своих исторических картин. Но, несмотря на то, что в Эрмитаже находится самая большая коллекция картин художника за пределами Нидерландов, у нас нет ни одного автопортрета. Здесь художник представил себя в берете от которого падает неровная тень на глаза – один затенен больше, другой меньше – знак меланхолии. Задорные усы над верхней губой, чувственный рот, говорят нам о витальной силе. Рядом – рельеф, представляющий тот же автопортрет. А на экспозиции – портрет Рембрандта в восточном одеянии кисти Изака де Яудервиля.

Ян Ливенс. Юноша в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского).
Около 1631 Дерево, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection
Представлены и ранние работы Рембрандта из серии «Аллегорий чувств», написанные еще в Лейдене: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и до последнего времени считавшаяся утраченной — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из подписных работ художника. Есть эскизы, перекликающиеся с эрмитажными работами, например, эскиз «Голова девушки» отсылает к Мадонне из «Святого семейства». О «Старухе в белом чепце» и «Портрете старика» велись споры о подлинности.
Собственно, это и делает выставку необыкновенно интересной: привезенные картины вступают в диалог с нашими шедеврами, расширяют наши знания, погружают в контекст. Художник предстает, окруженный своими современниками. Представлены работы прекрасные работы другого мастера из Лейдена, соратника и соперника Рембрандта (в начале его творческого пути) – Яна Ливенса. И Рембрандт, и Ливенс учились у Питера Ластмана, его работа «Давид и Урия» тоже есть в экспозиции. Хорошо представлены и ученики Рембрандта - Геррит Дау (другая транскрипция имени, встречающаяся в литературе Герард Доу), Фердинанд Бол, Говерт Флинк и Карел Фабрициус. Последний погиб молодым и поэтому крайне редко встречается в музейных собраниях, на выставке представлена «Явление ангела Агари» - одна из шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней и единственная, находящаяся в частных руках.
Можно смотреть Лейденскую коллекцию с точки зрения Рембрандта, а можно выбрать более широкий угол зрения, включающий жанровое и тематическое разнообразие голландской живописи – именно так сгруппированы работы. Есть прекрасные портреты Франца Халса - «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора», «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, интересные работы Яна Стена. Эрмитажный Ян Стен ассоциируется с его автопортретом «Гуляки» или «Брачным контрактом», лейденский Стен предстает в историческом жанре, бытовые же его сцены тоже другие по своем характеру, например, «Молитва перед едой». Единственное исключение из голландского ряда - малюсенький рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя», но и он представлен рядом с рисунком Рембрандта «Голова львицы».
В отличие от московской выставки, в Эрмитаже добавили к экспозиции еще восемь собственных картин, принадлежащих к так называемой голландской «тонкой живописи». Среди них три работы Геррита Дау, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Карел Фабрициус Явление ангела Агари Около 1645
Холст, масло
All images are courtesy of The Leiden Collection
Выставка не только будит воображение, но и поднимает массу вопросов и прежде всего об истории самого собрания: трудно поверить, что в наше время, когда большая часть шедевров известна и находится в музеях, за небольшой срок с 2003 года появилась одна из самых значительных коллекций голландской живописи, включающая в себя около 250 живописных и графических работ (82 из которых представлены в Эрмитаже). В одном из интервью Томас Каплан рассказывает о своем собирательстве: «Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили на рынке столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего „кутежа“, по выражению „Нью-Йорк Таймс“, мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина скупала во время собственного „кутежа“, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».
С самого начала супруги хотели сделать свое собрание максимально публичным, впервые оно было представлено широкой публике на выставке в Лувре в 2017 году, а уже в 2018-м картины коллекции увидели в Москве и Санкт-Петербурге. У коллекции есть свой сайт и онлайн-каталог.
Но Лейденская коллекция, выставленная в Эрмитаже, прямо-таки взывает к сопоставлению с самим эрмитажным собранием, ведь у нас находится 21 картина Рембрандта и огромная коллекция «малых голландцев», так что есть смысл после выставки освежить в памяти постоянную экспозицию голландской живописи.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами Марины Лошак, директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Томас С. Каплан, Лара Ягер-Красселт, Вадим Садков, Ирина Соколова.
Кураторы выставки – Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи, и Лара Ягер-Красселт (куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США).
![]() |