Последнее
обновление
30.11.08

Журнал любителей искусства

29 ноября завершился 20-й юбилейный фестиваль современной музыки «Звуковые пути».

Ноябрь – не самое лучшее время в Санкт-Петербурге. Пережить темноту, холод и сырость помогают музыкальные впечатления, полученные на концертах традиционного фестиваля «Звуковые пути», который прошел в нашем городе в 20 раз. Его создателем и многолетним руководителем является петербургский композитор Александр Радвилович. Каждый год в концертах фестиваля звучат около 50 новых для слушателей сочинений, не только отечественных, но и ведущих зарубежных композиторов. Нам удалось побывать на одном из концертов фестиваля, состоявшемся в соборе св. Петра и Павла, который стоял особняком, поднимая проблемы религиозного и философского характера в нетрадиционном, спорном ключе.

В первом отделении прозвучало произведение, в котором были использованы тексты из недавно найденного и опубликованного «Евангелия от Иуды», дополненные фрагментом «Иуды Искариота» Леонида Андреева. Александр Радвилович определил жанр своего «Иуды» как страсти для солистов, хора и оркестра. В исполнении приняли участие Оркестр Санкт-Петербургская Камерная филармония (художественный руководитель и дирижер Джеффри Мейер), Петербургский камерный хор (художественный руководитель Николай Корнеев), солисты Борис Степанов, Андрей Славный, Петр Мигунов. «Иуда» Радвиловича произвел впечатление как литературно-философской частью, так и музыкой. Последняя включала в себя речитативы Евангелиста, Иисуса и Иуды и развернутые хоры. В исполнении присутствовали и сценические элементы, удачно дополнявшие кульминационные моменты действия.

Во втором отделении прозвучали хоры из оперы американского композитора Адамса «Смерть Клингхофера». Либретто оперы Джона Адамса основано на реальных событиях: нападении палестинских террористов на корабль с американскими туристами и гибели еврея инвалида – Клингхофера. Интересно, что Адамс в своей опере не определяет правых и виноватых, может быть поэтому в американском обществе к этому произведению остается неоднозначное отношение, а постановка оперы вызвала акции протеста. Александр Радвилович в своем вступительном слове выразил надежду, что наше общество является более толерантным, чем американское. Так ли это или нет – не берусь судить, но российская премьера хоров из «Смерти Клингхофера» произвела большое впечатление, будем надеяться, что опера когда-нибудь прозвучит в России и целиком.

Будем также ждать и следующего XXI фестиваля «Звуковые пути», который пройдет в с 15 по 22 ноября 2009 года.