Последнее
обновление
02.08.09

Журнал любителей искусства
События фестиваля "Звезды белых ночей" 2009:

Концертное исполнение оперы Бела Бартока "Замок герцога Синяя Борода"

Юдит - Елена Жидкова, Герцог - Габор Бретц.
Фото В.Барановского

Что касается другой редко исполняемой оперы, которая тоже прозвучала на фестивале – «Замка герцога Синяя Борода», то Гергиев выступает активным пропагандистом этого произведения. Он уже исполнил его в Петербурге зимой и осуществил запись с Лондонским симфоническим оркестром.

Меня всегда удивляло, что Бела Барток посвятил своей невесте столь депрессивное произведение, основная идея которого состоит в том, что одиночество является естественным человеческим состоянием. «Замок герцога Синяя Борода» является единственной оперой композитора и считается наряду с «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси одним из центральных произведений для музыкального театра XX века. Написанная на текст Белы Балаша в 1911 году, опера была впервые поставлена лишь в 1918. Насыщенная и богатая яркими деталями партитура оперы требует всего двух, но очень ярких, исполнителей, способных создать образы Синей Бороды и его новой жены Юдит, которую он приводит в свой замок и которая требует от герцога открытия всех “тайных дверей» его души, за которыми скрываются камера пыток с цепями и крючьями, оружейная со следами крови, кладовая с золотом, цветущие сады и лилии в крови, безбрежные луга и горы, хрустальная озеро слез и обитель пленных жен. Все эти «двери» представлены яркими симфоническими картинами, а вокальные партии контрастны: яркий драматизм и страстность Юдит оттеняется безнадежной отстраненностью герцога. В концертном исполнении оперы публике были представлены звезды мировой оперы: Елена Жидкова, закончившая Петербургскую консерваторию, но построившая свою карьеру, в основном, на Западе и в России практически не известная, и прекрасный венгерский бас Габор Бретц. Партия Юдит для Жидковой - одна из коронных, она уже пела ее и на сцене театра Ла Скала и в Барбикан-холле в Лондоне, а с Гергиевым осуществила запись оперы. Хотя исполнение было концертным, созданные образы были настолько драматичны и театральны, что ничего другого и не требовалось. «Замок герцога Синяя борода» - одноактная опера, поэтому в первом отделении концерта прозвучал Виолончельный концерт Дворжака в блистательной интерпретации Давида Герингаса. Этот вечер останется надолго среди самых ярких воспоминаний о прошедшем фестивале. Но не меньшее ощущение праздника оставило единственное выступление известного китайского пианиста Ланг Ланга. Оно состоялось в рамках программы «Новые голоса Montblanc» - премии, вручаемой молодым певцам известной ювелирной фирмой. В этом году новыми лауреатами стали Кристина Капустинская и Алексей Марков (они же стали лауреатами «Золотой Маски» этого года). Само вручение проходило как светское мероприятие, куда были приглашены западные и отечественные журналисты, а разговор шел по преимуществу на английском языке (с синхронным переводом для нуждающихся в нем). Кстати, и Валерий Гергиев, представивший лауреатов, около получаса рассуждал на интересные темы тоже на очень хорошем английском языке. Из гостей на вручении присутствовала актриса Ева Грин, а на самом концерте был замечен Ван Клиберн, которому Ланг Ланг и посвятил свою игру на бис, объявив это публике через Валерия Гергиева. Но это было уже во втором отделении. А в первом новоиспеченные лауреаты представили свое искусство: Алексей Марков в арии Ренато из «Бала-маскарада» Верди и арии Роберто из «Иоланты» Чайковского, а Кристина Капустинская в сцене Грушеньки из «Очарованного странника» Р.Щедрина. Во втором отделении в исполнении Ланг Ланга прозвучали целых два абсолютно разных фортепианных концерта – Концерт № 11 Йозефа Гайдна и Концерт № 1 Мориса Равеля, а если учесть, что пианист исполнил еще и ми-мажорный этюд Шопена, то следует поблагодарить его за исполнительскую щедрость.

На страницу фестиваля "Звезды белых ночей" 2009