Журнал любителей искусства

Энгадин: музыка в альпийской долине

© swiss-image.ch

Швейцарский Сен-Мориц в долине Энгадин ассоциируется в нашем сознании с заснеженными вершинами Альп, лыжами, бобслеем и зимним светским сезоном. Действительно, зимой здесь не только катаются на лыжах, но и проводят скачки, играют в конное поло и гольф – и все это на высоте более 1800 м. Однако не менее интересно здесь летом, когда в долине оживляется культурная жизнь, и друг друга сменяют фестивали и выставки. Именно поэтому целью своего музыкального путешествия редакция «Журнала любителей искусства» избрала Сен-Мориц. Поводом послужил один из старейших в Швейцарии музыкальных фестивалей, насчитывающий более 70 лет. В последнее время к его привычному названию «Музыкальный фестиваль Энгадина» прибавилась аббревиатура BSI по имени главного спонсора. Интересно, что Энгандинский фестиваль фактически является ровесником Люцернскому, но если последний превратился в колоссальный музыкальный форум, Энгадин так и остался камерным, рассчитанным в основном на тех, кто приезжает в долину отдохнуть. Кроме того все населенные пункты в долине маленькие (лишь 5000 человек проживает в Сен-Морице), и концертных залов с театрами здесь нет, поэтому события фестиваля происходят в самых разных, иногда неожиданных местах – церквях, гостиничных лобби и ресторанах, на открытом воздухе и даже на специальной сцене посреди озера. Одна из задач фестиваля заключается в том, чтобы по-новому открыть поэзию, красоту и роскошь – природную и рукотворную, историческую и современную, которыми так богаты здешние места. Не даром мотто нынешнего фестиваля так и звучит «Прекрасные места Энгадина».

Eхать в Сен-Мориц надо на поезде, выбрав один из панорамных маршрутов, например, тот, что начинается на границе с Италией, в местечке Тирано, откуда стартует знаменитый экспресс «Бернина». Едет он медленно: железнодорожный путь петляет, неуклонно набирая высоту, поезд движется ввысь, делает остановки, в том числе и на самой высокогорной железнодорожной станции на перевале Бернина. Это самая высокая из местных гор, свыше 4000 м. На вершину, всегда покрытую снегом, поезд, конечно, не взбирается, но и высота свыше 2000 впечатляет. По мере спуска в долину пейзажи становятся менее суровыми, хотя в высокогорье всегда прохладно: температура не поднимается летом выше 24 С, в горах даже летом может выпасть снег. Необычайная прелесть долины еще и в том, что в Энгадине нет городов, и нет, соответственно ничего урбанистического, несмотря на вполне городской вид улиц. Стоит чуть-чуть пройти пешком и попадаешь в нетронутую идиллическую природу Альп, на склонах которых, как и сто лет назад, пасутся коровы, позванивая традиционными альпийскими колокольцами. Здесь хорошо побродить по горам, выбрав один из многочисленных пешеходных маршрутов. Для любителей хайкинга предусмотрены бонусы: для всех, кто останавливается в гостинице на 3 и более ночей все билеты на фуникулеры и подъемники – бесплатны.

Горы действительно захватывают своей красотой и берут душу в плен навсегда, что доказывает история главного певца Энгандина Джузеппе Сегантини. Его музей в Сен-Морице, безусловно, является художественным центром местечка. На певца Альп, символиста Сегантини претендуют сегодня три страны: родился он в Австрии, молодость провел в Италии, а последние пять лет своей жизни здесь в Энгадине. Однако, по правде говоря, у Сегантини никогда не было ни паспорта, ни официальных документов. Но в альпийской долине Энгандина обнаружил он для себя уникальные особенности света и особую горную прозрачность воздуха. Здесь же появились у него друзья и меценаты, и родился самый амбициозный из его проектов: для всемирной выставки в Париже 1900 г художник предложил написать панораму, представляющую швейцарские Альпы. Впрочем, Сегантини никогда не писал только горных пейзажей, они всегда населены у него людьми на первом плане, живущими в гармоническом единстве с мирозданием. Это мы находим и в трех, написанных им для Парижа картинах: «Жизнь», «Природа» и «Смерть».

Впрочем, прежде, чем идти в музей, поднимитесь на гору Шафберг, где Сегантини заканчивал свою «Природу» - он всегда писал свои картины с натуры. Маленький вагончик поднимет вас сначала на Муоттас Мурагль на высоту 2456 м, дальше придется идти пешком. Во времена Сегантини фуникулеров еще не было, и он со своими подручными проделал весь путь до вершины горы пешком, взяв с собой не только еду и все необходимое, но и огромный холст 12 м в диаметре. Шафберг – гора скотоводов, на ней и сейчас пасутся коровы с привязанными на шею альпийскими колокольчиками. Сегантини расзместился на вершине в доме пастуха, работал увлеченно, но в сентябре почувствовал острые боли от приступа аппендицита. Слишком поздно обратив внимание на серьезность своего положения, Сегантини умер все в том же домике на вершине горы на высоте 2731 м от перетонита в возрасте 41 года в 1899 году, не дожив до Всемирной выставки и не закончив своего амбициозного проекта. Три написанные им картины для выставки, также как еще 60 работ, находятся в музее, построенном через 9 лет после смерти художника его друзьями. С 4 июня по 20 октября в музее гостит широкоформатное полотно художника «Весна в Альпах», приехавшее сюда из Сан-Франциско. История этой, как и каждой из картин художника заслуживает отдельного рассказа. На ней мы видим крестьянку, ведущую двух лошадей от только что вспаханного поля, куда сеятель уже бросает первые семена, а на заднем плане все те же снежные вершины Альп; особая прозрачность горного воздуха и свет, переданный на этом радостном полотне, особая узнаваемая техника Сегантини делают встречу с этим полотном незабываемой.

После природных и художественных - на сердце хорошо ложатся музыкальные впечатления фестиваля. Его камерная обстановка делает концерты в чем-то схожими с дружескими собраниями, на которых любители музыки чувствуют свою особую причастность и вовлеченность в происходящее. Не случайно, часто после концерта общение продолжается в одном из близлежащих кафе, а слушатели, уходя, уносят с собой небольшие подарки-сладости.

Именно таким, простым и душевным был концерт в Дорфкирхе из серии «Звезды завтрашнего дня», представивший трех молодых музыкантов из разных стран: греческого скрипача Иониана Илиаса Кадешу, китайского тенора Чен Чена и русскую пианистку Елену Петрову, аккомпанировавшую обоим. Интересно то, как был составлен концерт: программы Кадешы и Чен Чена, представляли собой две абсолютно неслиянные части, рассчитанные казалось бы на совершенно разную слушательскую аудиторию, да и собственно индивидуальности молодых музыкантов были противоположны. Но концерт, удивительным образом представил их гармоничное единство. Сонату Бетховена в изысканной интерпретации Кадеши, сменили итальянские песни Кардилло и Тости с их открытой эмоциональностью и возможностью сполна продемонстрировать верхние ноты, потом Романсы Шумана для скрипки погрузили слушателей в сладостное состояние романтической грусти, и сменились ариями Леонкавалло и Беллини. Заканчивали музыканты произведениями зажигательными: искрящееся виртуозностью Рондо Баццини и «Гранада» Агустина Лары, а на бис все вместе сыграли «О sole mio!“. Хотя как раз солнце в этот день сменилось проливным дождем, а ночью в горах выпал снег, и изменчивость высокогорной погоды сделала невозможным концерт на озере Силс, который в итоге был тоже перенесен в Офенекирхе. Это было жаль, так как берлинская группа “Fan Horns”, состоящая из двух саксофонов, трубы и тромбона играла музыку в стиле так называемого crossover – и джаз, и импровизация немецких духовиков больше подошли бы озерной глади и окружающим Силс горам, впрочем, и в церкви музыканты выступили с большим успехом. , а их концерт привлек к Силсу дополнительное внимание.

Это небольшое местечко, сохранившее идиллический дух и аромат швейцарской деревни, известно и так, благодаря именам тех, кто сюда приезжал. Самый известный из них – Фридрих Ницше, приезжавший каждое лето и снимавший в Силсе крохотную комнатушку; именно в ней увидели свет его главные труды в том числе «Так говорил Заратустра» и «Антихрист». Сейчас весь домик занимает музей, с очень интересной и любовно собранной экспозицией, включающей автографы писем философа, написанные им из Силса. Но в долине бывали и Рильке, и Гессе, и Томас Манн (не отсюда ли родом его «Волшебная гора»?).

Вера Степановская