Страница 1 2
Оперный фестиваль в Савонлинне
Савонлинна – тихий и необыкновенно красивый городок в Финляндии, расположенный на живописном озере Сайма, – волшебным образом преображается в июле, когда там начинается Международный оперный фестиваль. Город расцвечивается флагами, постерами и афишами оперных представлений, заполняясь любителями музыки со всего мира.
До Савонлинны из Санкт-Петербурга буквально рукой подать: можно выехать рано утром и успеть на вечернее представление, что и сделала редакция «Журнала любителей искусства», задержавшись, в итоге, в гостеприимном финском городе на три дня. Причем даже не в самом городе, а в лесу на озере: Савонлинна хороша тем, что здесь посещение оперы по вечерам можно совместить с настоящим летним отдыхом
...
читать дальше
«Звезды белых ночей»
- пик музыкального сезона
В течение двух месяцев в Мариинском театре и Концертном зале в семнадцатый раз проходило главное летнее музыкальное событие – фестиваль «Звезды белых ночей». Этот фестиваль меломаны предвкушают в течение всего сезона, ждут объявления программы, а потом время уплотняется, хочется посетить все: концерты и спектакли начинаются и утром, и днем, и вечером, и ночью.
Но музыкальные впечатления и сама атмосфера этой немного угарной, сумасшедшей жизни искупают все, и как только «Звезды» завершаются (всего-то два месяца!), начинаешь неизбежно скучать и ждать нового фестиваля
...
читать дальше
В Ла Скала поставлена опера И. Пиццетти
«Аssassinio nella Cattedrale»
(«Убийство в соборе»)
Опера Пиццетти, написанная в 50-е гг. по пьесе Т.Элиота, - нечастый гость на оперных сценах мира, отечественному же слушателю она и вовсе неизвестна. Тем не менее, как показали спектакли в миланском театре Ла Скала, забвение это во многом несправедливо.
Прекрасная пьеса Элиота, написанная в 38 году, посвящена средневековым событиям, когда в 12 веке в Кентерберийском соборе по косвенному приказу короля был убит архиепископ Томас Бекет, позднее причисленный к лику святых. Сам Элиот определял ее содержание так: «Человек возвращается в родную страну, понимая, что его убьют, и его убивают».
В литературе об Элиоте часто связывают появление этой пьесы с разгулом тоталитарных режимов в мире
...
читать дальше
«Макбет»: из Новосибирска в Париж
Новосибирско-парижский "Макбет" стал одним из самых интересных оперных проектов нынешнего сезона. Интересно было, во-первых, то, что провинциальный театр объединился в совместной постановке с Парижской национальной оперой. Во-вторых, музыкальную и сценическую сторону спектакля обеспечивали Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков. И тот и другой уже были знакомы парижской публике - Черняков по "Евгению Онегину", поставленному в Большом, с успехом показанном в Париже и уже вышедшем на DVD, а Курентзис продирижировал в прошлом сезоне серией "Дон Карлосов" в Бастий. Не секрет, что и о том и о другом много говорят у нас, они личности модные и заметные, в-третьих, сам проект был масштабен...
читать дальше
Свадьба Фигаро" в Концертном зале Мариинского театра
Число демократичных спектаклей на русском языке, осуществленных на сцене Концертного зала Мариинского театра, пополнила 1 мая «Свадьба Фигаро». Живой и остроумный спектакль, поставленный Александром Петровым, смотрелся на одном дыхании и вызывал живой отклик зала.
«Откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро», - рецепт от уныния, данный А.С.Пушкиным. Действительно, опера воспринималась свежо, не в последнюю очередь благодаря необыкновенно талантливому переводу либретто, сделанному Петром Ильичем Чайковским, для которого «Свадьба Фигаро» была одним из любимейших произведений...
читать дальше
Первый русский "Идоменей" поставлен по европейскому рецепту
Удивительно, но факт: чрезвычайно популярная в последние десятилетия во всем мире опера В.-А.Моцарта «Идоменей» шла в Санкт-Петербурге лишь в 20-е годы XIX столетия в исполнении немецкой труппы. Так что премьера «Идоменея» в Мариинском театре в середине февраля, является если не российской премьерой, то первым появлением оперы на отечественной сцене.
«Идоменей» был написан 24-летним композитором по заказу курфюрста Баварского и впервые был поставлен в Мюнхенской опере, для которой Моцарт уже написал «Мнимую садовницу» за пять лет до этого. Либретто, основанное на античном сюжете, уже использовалось для оперы Кампры в 1712 году...
читать дальше
Опера "Братья Карамазовы" на Мариинской сцене
В связи с выдвижением на соискание театральной премии "Золотая Маска" спектакля по опере "Братья Карамазовы", один из авторов оперы предлагает своего рода "обзор с комментариями" оценок этого спектакля критикой и публикой в СМИ и Интернете.
Вполне осознаю, что авторам комментировать оценки своего творчества не очень ловко. Самим своим сочинением автор сказал все, что хотел и смог. Однако, лавина отзывов, затопившая Интернет – эдакий коктейль из восторгов, ненависти, изумления, ругани, признания и полного неприятия – настолько детективна и поучительна, что все же позволю себе высказаться на этот счет...
читать дальше
Ферруччио Фурланетто поет «Дон Кихота»
Ферруччио Фурланетто.
San Diego Opera’s production of Don Quixote.
February, 2009.
Photo © Cory Weaver
14 февраля 2009 года в Опере Сан-Диего состоялась премьера «Дон Кихота» Массне. Главную партию исполнил Ферруччио Фурланетто.
Незадолго до этого стало известно, что Фурланетто номинирован на престижную английскую премию Лоуренса Оливье «За выдающееся достижение в опере». Номинация пришла за исполнение партии Филиппа II в «Дон Карлосе» Верди. Действительно, сегодня певец, наверное, лучший исполнитель этой партии, которая не только стала одной из его самых любимых, он буквально сросся со своим персонажем. Другой любимой партией стал Борис Годунов. И Филиппа и Бориса Фурланетто пел в Мариинском театре в 2004 году.
Но есть еще один персонаж, которого певец воплощает на сцене реже – Дон Кихот из одноименной оперы Жюля Массне. Сам Фурланетто говорит, что образ привлекает его прежде всего глубиной человечности...
читать дальше
14 января в Мариинском театре состоялась премьера оперы Доницетти
«Лючия де Ламмермур»
В спектакле впервые после рождения сына и полугодового перерыва выступила Анна Нетребко. После премьеры в Санкт-Петербурге, Нетребко споет Лючию в Метрополитен-опера, этот спектакль будет транслироваться в кинотеатрах Европы и Америки (ближайшие к нам – в Хельсинки).
Нынешняя постановка – это спектакль Шотландской оперы двухлетней давности, который был с восторгом принят публикой и высоко оценен критикой. Режиссер – шотландец Джон Дойл, музыкальный руководитель – В. Гергиев, дирижер – К.-Л. Уилсон.Алекс Риджик – генеральный директор Шотландской оперы говорит о том, насколько он горд тем, что именно их спектакль был выбран для давно ожидаемого возвращения Нетребко на сцену...
читать дальше
31 декабря в Концертном зале Мариинского театра
состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова
«Ночь перед Рождеством»
Опера стала прекрасным подарком слушателям к Новому году.
Действительно, дневной спектакль создавал у всех, бывших в зале, праздничное настроение. Этому способствовала и режиссура Ольги Маликовой, и сценография Ксении Киселевой, особую благодарность заслуживает художник по свету Глеб Фильштинский, прекрасно звучал оркестр под управлением Михаила Татарникова. Не секрет, что Концертный зал Мариинского театра представляет собой трудную площадку для сценического воплощения оперы, но постановщики с блеском справились со своей задачей. Многое в спектакле умиляло: и облачка со светящимися окошечками, и снежок, сотворенный световыми зайчиками...
читать дальше
8.12.2008 в Венской опере состоялась премьера оперы Вагнера «Гибель богов» (третий день «Кольца Нибелунга»)
Wiener Staatsoper GmbH / Axel Zeininger
Дирижер – Франц Вельзер-Мёст, режиссер Свен-Эрик Бехтольф, в главных париях: Стефен Гулд (Зигфрид), Ева Йоханссон (Брунгильда), Эрик Халфварсон (Хаген) и Боаз Даниель (Гюнтер).
Работа над тетралогией началась в Вене в прошлом сезоне – были поставлены «Валькирия» и «Зигфрид», сейчас состоялась премьера «Гибели богов», первая же из 4-х частей – «Золото Рейна» будет показана весной, после чего в мае-июне все «Кольцо» будет показано трижды, а потом еще 3 раза в 2010 году.
Это поистине масштабный проект широко комментировался и комментируется в прессе и вызвал большой интерес у венской публики – билеты на премьеру «Гибели богов» были раскуплены почти мгновенно в первые же дни продажи...
читать дальше
Сезон в миланском театре Ла Скала открылся 7 декабря новой постановкой оперы Верди «Дон Карлос»
Нейлл (Дон Карлос), Седолинс (Елизавета)
photo Marco Brescia- © Teatro alla Scala
Это масштабное полотно было написано Верди в 1966 г. для Парижской оперы. Первоначальная редакция оперы была на французском языке и в 5 актах. Позже Верди создал итальянскую редакцию оперы, а в 1882-1883 годах опять переработал «Дона Карлоса», создав четырехактную редакцию. Эта-то версия оперы и стала наиболее популярной во всем мире, именно она прозвучала в день премьеры, за исключением одной детали из ранней версии – «Lacrymosa» в конце III акта, которую Верди позже использовал в своем «Реквиеме».
Открытие сезона - в полной мере культовое событие для всех любителей оперы. Кажется, весь Милан ждет предстоящего события, а витрины магазинов украшаются нотным страницами, афишами, портретами и фигурами Верди. Попасть на спектакль Ла Скала не просто вообще, а на открытие особенно, несмотря на то, что цена на билеты в партере дошла в этот день до 2400 евро, на сайте театра их давно уже не было, (несколько штук на разные дни появилось за несколько дней до премьеры). Соответственно на само открытие собирается избранная публика, включая первых лиц различных государств...