Сергей Смирнов


МУЗЫКА БЕЗДНЫ

(Истоки творческих сил и музыка сфер...)

Восприятие музыки Вагнера родственно источнику происхождения и творческой силе самих произведений. Иногда кажется, что Вагнер не только слышит звучание вещей, но и видит его в ярком цветном преломлении, в созидании ослепительных воздушных ландшафтов.

Есть ли реальные подтверждения это вольному поэтическому восприятию?

Оказывается есть. Это сама жизнь Вагнера и его личные впечатления от действия в нем созидательных, стихийных и творческих сил.

"Увлечение музыкой и ее тайнами принимало у Вагнера с ранних пор чудовищный характер."Помню отчетливо и сейчас,- пишет Вагнер в своих записках,- волшебный,сладостный восторг,охвативший меня,когда я в непосредственной близости слушал звуки оркестра.Самое настраивание инструментов действовало на меня мистически: звуки скрипичной квинты, когда по ней проводили смычком,казалось мне приветом из мира духов - и это отмечено, между прочим, не в переносном, а в прямом, буквальном смысле. Еще когда я был совсем маленьким ребенком, звук квинты сливался для меня с таинственнымм миром призраков, который в то время меня волновал. Долго я не мог без жуткого чувства проходить мимо маленького дворца принца Антона в Дрездене.Здесь именно я впервые, а потом все чаще и чаще слышал совсем вблизи звуки настраиваемой скрипки, исходившие, мне казалось,от украшавших дворец каменных статуй, из которых некоторые были изображены с музыкальными инструментами в руках", - писал А.Ф.Лосев в статье "Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера".

Необычайно точный, интуитивный взгляд Лосева на истоки творчества Вагнера позволяет выбрать верное направление и по нему, как по надежному указателю, дойти до дверей тайны музыкального гения.

Магия его творчества заключалась, отчасти, в том, что само детство манифестировало, проявляло скрытые в глубине силы, источники и границы бездны, из которой, в дальнейшем, вырвались грандиозным потоком миры музыки и сил, которые поразили человечество.

Гений Вагнера как невидимый магнит притягивал из пространства объекты музыкального и драматического, на изломе которого рождалось музыкальное, объединял их в новом, дорожденном единстве и давал миру новое творение.

Откуда бралась власть над этим у Вагнера? Не было ли причины и в том, что его детство было гиганским ощутительным "припоминанием" о дорожденном состоянии мира, в котором - все родственно и все от Бога?

Способность к созиданию такого типа отмечалась многими. Шпенглер, в "Закате Европы" писал: "Из красочных штрихов и пятен выколдовать в пространстве мир - к этому сводилось последнее и утонченнейшее искуство импрессионистов, Вагнер достигает этого тремя тактами, в которых уплотняется целый мир души. Краски звездной полуночи,тянущихся облаков, осени, жутко-унылых осенних сумерек, неожиданные виды залитых солнцем далей, мировой страх, близость рока, робость, порывы отчаянья, внезапные надежды, впечатления, которые ни один из прежних музыкантов не счел бы достижимыми, - все это он с совершенной ясностью живописует несколькими тонами одного мотива".

Сила созидания по нескольким деталям целостной картины дается художнику свыше, но откуда она может прийти как не с максимально высокой точки на небосводе человеческого рождения - из точки дорожденного, из той мировой бездны, в которую мы все смотрелись прежде чем войти в этот грешный мир, словно на исправление каких-то злых, нехороших черт в рисунке нашей вечной и потому неуничтожимой души.

И это не сектанство и не буддизм в чистом виде, а просто попытка ясно представить себе смысл бытия как непрерывной и осмысленной работы по улучшению мира, частицей которого является человек, через которого, в свою очередь, мир говорит звездам и мирозданию ясные творческие идеи необходимые для жизни мира.

Можно все это принять за вольное толкование сложного вопроса,но серьезность всему придает почти случайное совпадение с мнением одного из умнейших ученых нашего времени А.Ф.Лосева. Его догадка об истоках творчества Вагнера похожа на догадку о смысле жизни любого человека. Лосев обращает внимание на самое ценное в человеке: на историю его детства, когда звезды говорят с чистой детской душой на одном языке, словно торопясь закончить напутствие к земной жизни ученику слишком торопливо покинувшему урок .

"Детство и отрочество Вагнера полны мистическими переживаниями. С самого раннего детства, - пишет Вагнер,- все необъяснимое,таинственное производило меня чрезвычайное действие.Припоминаю,что даже неодушевленные предметы, как мебель, нередко пугали меня: если я долго оставался один в комнате и сосредотачивал на них внимание, то начинал вдруг кричать от страха, так как мне начинало казаться, что эти предметы оживают, До самой моей юности не проходило ни одной ночи, чтобы меня не посетили во сне привидения и я не просыпался с ужасным криком.Я не переставал кричать до тех пор, пока чей-нибудь голос меня не успокаивал". Было бы смешно наклеить на подробное переживание какой-нибудь латинский психиатрический термин и на этом успокоиться. В этих состояниях кроется вся мгла и бездна будущих вагнеровских откровений".

Детство как незаконченное ученичество на небесах еще достаточно неизученная духовным опытом тема, но значительность детства как солнечной кладовой будущих взрослых талантов человечества уже осознана большинством.

                                                                                                                  ***

Духовноцветие садов

И свет обителей

Скрывает облачный покров

Небесных жителей.

А ты смотри сквозь облака

На свет таинственный

И проноси через века

Мотив единственный:

Не позабыть, не растерять

На сердце отблески -

Духовной битвою сиять

В небесной области.


                                                                              

                                                                    Вернуться к странице "Петербург классический