1 Названия зскизов принадлежат Н.К. Рериху. Они приводятся по прижизненным спискам произведений художника.

2 См: Каталог зскизов декораций и костюмов Н.К. Рериха (1906 - 1944) / Алма-Ата, 1984. С. 9, 26-27. Илл.1.

3 Бурлюк Д. Рерих (черты его жизни и творчества).1918 - 1930. Нью-Йорк [1931]. С. 24.

4 Там же.

5 До первого знакомства с циклом "Кольцо Нибелунга" в 1889 году Вагнер был представлен на российской сцене только "Лоэнгрином", "Тангейзером" и "Риенци".

6 А.Л. Порфирьева. Мейерхольд и Вагнер // Русский театр и драматургия начала ХХ века. Сборник научных трудов. Л., 1984. С. 126.

7 Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 82. Впоследствии художник вспоминал, что в Петербурге он и члены его семьи "имели определенные кресла на все абонементы Вагнера" (Цит. по кн.: Д. Бурлюк. Указ соч. С. 24). С 1907 по 1914 год в Мариинском театре шли все части тетралогии, которые исполнялись последовательно, в виде законченного цикла.

8 А.Брюкнер исполнил декорации для 2 и 3 действий. Декорации к 1 действию написал художник Ширяев. Эскизы костюмов - профессор Депплер. - См.: Ежегодник императорских театров. Сезон 1900 - 1901. С. 130. Там же воспроизводятся декорации дух последних действий и публикуются фотографии персонажей в костюмах. Один из рецензентов спектакля 1900 года писал, что "декорации и костюмы "Валькирии" представляют роскошную копию с установившейся формулы постановки в Германии, в особенности декорации" (Биржевые ведомости. 1900. М 323).

9 Как известно, композитор был режисером первых представлений "Кольца Нибелунга" (1876) непосредственное участие в их оформлении. Однако оформление первой байройтской постановки "Валькирии" (1876) выглядело архаичным. Декорации представляли собой гигантские олеографии, а костюмы напоминали маскарадные (так, например, Брунгильда была одета в панцирь и длинную юбку). Вторую байройтскую постановку тетралогии (1896) в обновленных декорациях с включением в них археологических деталей, осуществила К. Вагнер. Именно это оформление использовалось как первооснова для вагнеровских сценических постановок немецкими и европейскими (включая российские) оперными театрами.

10 А. Бенуа. Постановка Валькирии // Мир искусства. 1900. Т. 4. С. 242.

11 Там же.

12 Б. Асафьев. Вагнер в новом оформлении // Б. Асафьев. Об опере. Избранные статьи. 2-е

изд. Л., 1985. С. 243.

13 В 1907 году, вслед за "Гибелью богов", в декорациях А.Я. Головина был поставлен спектакль "Золото Рейна", правда, из-за отсутствия стилистического единства не встретивший признания критики. Вторая императорская сцена - Большой театр в Москве - также знакомила с музыкальными драмами Вагнера в оформлении русских художников и, в первую очередь, К.А. Коровина. Это "Моряк-скиталец" (1902); "Гибель богов"(1911); "Золото Рейна" (1911/1912). 14 Либретго написано на основе скандинавского эпоса УШ - Х веков "Эдда" и средне- верхненемецкого эпоса ХШ века "Песнь о Нибелунгах".

15 Письмо Н.К. Рериха Б.К. Рериху. Б/д. ОР ГТГ, 44/139, л. 1.

16 П. Беликов, В. Князева. Рерих. М., 1973. С. 92.

12 Б. Асафьев. Вагнер в новом оформлении // Б. Асафьев. Об опере. Избранные статьи. 2-е

изд. Л., 1985. С. 243.

13 В 1907 году, вслед за "Гибелью богов", в декорациях А.Я. Головина был поставлен спектакль "Золото Рейна", правда, из-за отсутствия стилистического единства не встретивший признания критики. Вторая императорская сцена - Большой театр в Москве - также знакомила с музыкальными драмами Вагнера в оформлении русских художников и, в первую очередь, К.А. Коровина. Это "Моряк-скиталец" (1902); "Гибель богов"(1911); "Золото Рейна" (1911/1912). 14 Либретго написано на основе скандинавского эпоса УШ - Х веков "Эдда" и средне- верхненемецкого эпоса ХШ века "Песнь о Нибелунгах".

15 Письмо Н.К. Рериха Б.К. Рериху. Б/д. ОР ГТГ, 44/139, л. 1.

16 П. Беликов, В. Князева. Рерих. М., 1973. С. 92.

17 Там же.

18 А А. Ростиславов. Н.К. Рерих. Пг, /1918/. С. 61. Правда, спустя два года, когда у художника уже появился театрально-постановочный опыт, он предпринял безуспешную попытку предложить эскизы к "Валькирии" (наряду с эскизами к "Князю Игорю") Дирекции императорских театров. - См.: В.А. Теляковский. Дневники.

Тетрадь N№ 2б. Запись от 18 сентября 1909 года. ОР ГЦТМ, оп. 280, л. 8829.

19 См.: Либретто "Валькирия". Опера в 3-х актах. Музыка Р.Вагнера. Перевод И.Тюменева.

20 С Эрнст. Н.К. Рерих. Пг, 1918. С. 78.

21 Цит. по кн.: Д. Бурлюк. Указ. соч. С. 24.

22 Там же.

23 А. Гозенпуд. Русский оперный театр между двух революций. 1905 - 1917. Л., 1975. С.129

5-е изд. М.,1900.

24 Либретго "Валькирии". С. 27.

25 Не случайно Рерих назвал эскиз не "Заклинание огня", как это было общепринято и ражено в либретго, а использовал устаревшее слово"заклятие", более отвечающее символическому звучанию огненно-желтой композиции.

26 С Эрнст. Указ.соч.С. 78

27 А. Гидони. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915.N№4-5. С.29.

28 Цит. по кн.: Д. Бурлюк. Указ.соч. С.24.

/Вернуться к содержанию страницы/