Последнее
обновление
19.03.09

Журнал любителей искусства

Первый русский “Идоменей» поставлен по европейскому рецепту


"Идоменей",третий акт

"Идоменей", третий акт. Фото Н.Разиной

Удивительно, но факт: чрезвычайно популярная в последние десятилетия во всем мире опера В.-А.Моцарта «Идоменей» шла в Санкт-Петербурге лишь в 20-е годы XIX столетия в исполнении немецкой труппы. Так что премьера «Идоменея» в Мариинском театре в середине февраля, является если не российской премьерой, то первым появлением оперы на отечественной сцене.

«Идоменей» был написан 24-летним композитором по заказу курфюрста Баварского и впервые был поставлен в Мюнхенской опере, для которой Моцарт уже написал «Мнимую садовницу» за пять лет до этого. Либретто, основанное на античном сюжете, уже использовалось для оперы Кампры в 1712 году, было переделано для Моцарта капелланом двора Зальцбургского архиепископа Джамбаттиста Вареско. Отбор певцов был возложен на композитора, который строил партии в зависимости от их вокальных возможностей. Роль Идаманта была поручена кастрату Винченцо дель Прато, во многом против воли самого композитора. Когда опера была поставлена в Вене несколько лет спустя, Моцарт поручил эту роль тенору. В современной опере Идаманта поет либо тенор, либо меццо-сопрано.

«Идоменей» принадлежит к уже отживавшему в то время жанру оперы-сериа (серьезной оперы). Моцарт в ней во многом отходит от канонов жанра, усиливая роль оркестра и хора и придавая большее значение драматическому элементу лирической трагедии. В эту работу композитор вложил многое из своих личных переживаний: сложные отношения между отцом и сыном в опере, с одной стороны, напоминают взаимоотношения Моцарта с отцом, с другой - с архиепископом Зальцбурга Коллоредо. Создание «Идоменея» --важный этап жизненного пути композитора – он навсегда покинул двор архиепископа и стал свободным человеком.

Премьера оперы 29 января 1781 года прошла с успехом. Через несколько лет состоялась Венская постановка, однако в XIX веке «Идоменей» был практически забыт. И лишь в XX веке во многом благодаря Рихарду Штраусу интерес к опере возродился, опера стала необыкновенно популярной во всем мире.

Виктория Ястребова – роковая  Электра.

Виктория Ястребова – роковая Электра. Фото Н.Разиной

Наконец пришел черед и России поставить своего «Идоменея». Неудивительно, что первым, как всегда оказался Мариинский театр. Театр пригласил австрийскую команду постановщиков во главе с режиссером Михаэлем Штурмингером, уже работавшим в оперных театрах Цюриха, Вены, Кельна и других, а также ставившего (в том числе оперы Моцарта «Похищение из сераля», «Так поступают все», «Сон Сципиона», «Милосердие Тита») на фестивалях в Зальцбурге и Брегенце. Кроме того, он попробовал себя и как либреттист (современная опера Бернгарда Ланга «Я ненавижу Моцарта» , недавно вышедшая на DVD). Штурмингер зарекомендовал себя и в драме и в кино: в 2004 году его фильм «Сукин сын» с Чулпан Хаматовой в главной роли получил несколько премий, а в 2008 году документальный фильм «Возвращение Малибран» с Чечилией Бартоли был показан каналом «Арт» и выпущен на DVD. Поэтому приглашение режиссера для работы над «Идоменеем» выглядело вполне правомерным, как и в целом команды постановщиков: художников Ренате Мартин и Андреаса Донхаузера, художника по свету Курта Шёни, художника-видеографика Фрица Фриске. Последний стал одной из ключевых фигур спектакля: видеоряд в нем играл важную смыслообразующую роль и был безусловным слагаемым успеха. Кроме того, были приглашены литературный и музыкальный консультанты - Дерек Вебер и Кристиан Кох (работа певцов над фразировкой и речитативами чувствовалась в спектакле).

Совершенно естественно для себя и отнюдь не травматично для «Идоменея» Штурмингер избрал путь современного прочтения оперы. Сам он об этом в премьерном буклете сказал так: «Я думаю, что сюжет оперы «Идоменей» тесно связан с современной действительностью. Это история о послевоенном обществе, история о власть предержащих, показывающая ситуацию, в котором обществу необходимо измениться, шагнуть на новый этап развития. Эта же ситуация присутствует и в нашей современной жизни, происходит с нами и вокруг нас. Что касается традиции, - Моцарт сам по себе представляется мне человеком нового времени. … В этой опере мы видим людей, подобных нам. В нашей реальной жизни офицеры возвращаются с войны, они видят, что вокруг продолжается жизнь, идут другие войны, а их кошмары и совесть возвращаются вместе с ними, преследуют их». Однако европейский постановочный рецепт не всегда «работает» на российской сцене.

Наша публика к современному прочтению оперы (уже привычному на Западе) оказалась не готовой. Когда первое действие оперы на мифологический сюжет происходит на современном морском вокзале с элементами античного декора, а Илия, спев свою арию, достает бутылку «Аква минерале» из сумки, это шокирует зал. Впрочем, именно этот мифологический сюжет о возвращении Идоменея с Троянской войны и его обещании Нептуну принести в жертву первого встречного в обмен на свое спасение во время шторма как раз достаточно органично ложится на современный антураж. Смущают только прозаические детали, введенные для «оживляжа» и действительно вызывающие смех в зале, но при этом разрушающие впечатления от музыки. Таких моментов было еще по крайней мере два: во втором акте, когда отбывающая с Идамантом Электра последовательно вывозит 4 или 5 чемоданов на колесиках и когда она же в финале стреляет в Идоменея из пистолета, тот падает, но через мгновение поднимается невредимый – на нем был одетый на глазах у публики еще в предыдущем акте бронежилет.

Сцена из оперы "Идоменей".

Сцена из оперы. Фото Н.Разиной

В остальном, действие смотрелось достаточно органично. Почему-то был сокращен хор спутников Идоменея во второй картине первого акта: Идоменей один вылезает на пирс из воды, вооруженный автоматом. При виде сына Идаманта (он-то и становится в опере тем первым встречным, которого царь неосмотрительно пообещал принести в жертву) Идоменей не узнавая сына (Троянская война, как известно, длилась долго), на него набрасывается (что делать, послевоенный синдром!). Опять-таки вместо чудища жителей Крита и Идоменея преследовали призраки убитых на войне людей.

Что было безусловно хорошо – это видеоинсталляции на заднике с бушующим океаном, с меняющими цвет облаками. Эти картины выводили происходящее за рамки жизненной суеты, облаченной в современные одежды, - в мир вечности. Столь же безусловная удача спектакля - его музыкальное воплощение. Оркестр, ведомый Гергиевым, звучал скорее в романтической манере, нынче в мире так исполнять Моцарта не модно, но мне понравился живой пульс этой музыки и темпы, избранные маэстро. А необычайная красота партитуры захватывает независимо от ее сценического воплощения. Идоменея в мире поют ведущие тенора, отметились в этой партии и Пласидо Доминго, и Лучано Паваротти. Наш Дмитрий Воропаев выглядел достойно и вокально и драматически, несмотря на то, что в этой трактовке Идоменей – не слишком привлекательный персонаж, хотелось бы большего величия в фигуре критского царя. Хороши были Мариинские солистки: Злата Булычева – возвышенный Идамант, Ирина Матаева – нежная Илия, Виктория Ястребова – роковая Электра. Именно этот состав исполнителей был на премьере, показанной 16 февраля.

«Идоменей» еще будет идти в этом сезоне, проявить себя в этой опере смогут и другие солисты. Премьерный буклет выдает целый ряд исполнителей, подготовивших главные партии. «Идоменей» заявлен и в программе нынешних «Звезд белых ночей», как знать, может, блеснет в партии заезжая звезда, это всегда выводит спектакль на другой уровень.

В.С.