ИСКУССТВО – ВСЕМ

В столице Финляндии прошел Фестиваль Хельсинки

Пассажирка в Екатеринбурге, Карлова, Стародубов

Трансляция концерта Оркестра Финского радио на большом экране
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Фестиваль города Хельсинки является самым крупным в Финляндии фестивалем, несмотря на то, что продолжается он всего две недели (в этом году – с 19 августа по 2 сентября). Фестиваль возник как скромные Музыкальные недели Сибелиуса, но постепенно он разрастался вширь и вглубь, охватывая, помимо классической музыки, еще и рок, поп, этно, техномузыку, а также изобразительные искусства, танец, цирк и театр… «Каждому возрасту – его искусство, каждому искусству – его свободу», – цитируется в буклете фестиваля девиз Венского сецессиона 1897 года.

Из-за разнообразия концертов, спектаклей, выставок и из-за нарушения традиционных границ видов и жанров Хельсинкский фестиваль очень трудно охватить целиком, но быть в это время в городе и не оказаться вовлеченным в него оказывается совершенно невозможным. Во многом это связано с общегородскими акциями. Например, «Ночь искусств» раскрывает двери музеев для свободного посещения и дает возможность предложить на рассмотрение комиссии для включения в программу собственный творческий проект. Другой пример нынешнего года: жители города увлеченно собирали и резали использованные пластиковые бутылки и контейнеры для того, чтобы корейский художник Гхой Йонг Ква населил Сенатскую площадь морскими обитателями, среди которых выделяется огромный морской спрут. Или «Ночь философии», когда 48 университетских профессоров, читали лекции на трех языках (в том числе и на русском) в Музее современного искусства Киасма, и чтобы попасть туда, стояла большая очередь, а в самом музее было не протолкнуться.

Арт на Сенатской площади

Памятник Александру II на Сенатской площади в окружении морских обитателей.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Одним из самых ярких событий программы классической музыки этого года стало выступление пианиста Ланг Ланга с Оркестром Финского радио под управлением Ханну Линту. Это второй приезд китайского пианиста в столицу Финляндии. Интересно, что в прошлый раз Ланг Ланг, названный в буклете «рок-звездой классической музыки», исполнил Третий фортепианный концерт Прокофьева, который играл и сейчас. Правда, на этот раз в программу входил еще и Четвертый концерт Бетховена. Впрочем, программы Оркестра Финского радио, который многие считают лучшим оркестром Финляндии, всегда выстроены интересно. Качество оркестрового музицирования этого коллектива находится на большой высоте, ведь каждый концерт транслируется по радио и через интернет. Главный дирижер оркестра Ханну Линту обладает яркой харизмой, интерпретации его эмоционально захватывают публику и при этом интеллектуально интересны.

Большой зал Музикка Тало на 1700 мест являет собой торжество передовых технологий и архитектурных решений. Начать с того, что его сцена находится глубоко под землей (это было связано с тем, что здание Дома музыки должно было быть существенно ниже архитектурной доминанты района здания Парламента). Но такое расположение зала не мешает ему иметь превосходную акустику, созданную известным японским мастером Тойотой (известному нам по Концертному залу Мариинского театра). Ряды, уходящие вниз амфитеатром, образуют живописную картину расположенных под разными углами бревен при сплаве, отсюда множество секций, слушатели сидят небольшими группами, что создает ощущение интимного погружения в мир музыки. Уходу в мир музыки способствует и то, что до начала концерта в зале много света (верхние наземные ярусы выходят в застекленные фойе), но стоит прозвенеть третьему «звонку» (или лучше сказать трубному гласу), как опускаются бесшумные шторки, и вы уже отделены от шумов повседневности. Вряд ли стоит упоминать о том, что зал отделан деревом, этого в Финляндии ожидаешь apriori. Финская публика компетентна и дисциплинированна: полное отсутствие посторонних звуков создает ощущение, что весь зал, слушая музыку, надолго задержал дыхание.

При этом Дом музыки принадлежит всем жителям Хельсинки: вы можете просто войти в стеклянную дверь с улицы и посидеть в просторных фойе за столиком, воспользоваться Wi-Fi, назначить деловую встречу, выпить сырой воды, которая тоже тут есть, и одноразовые стаканчики в наличии. При этом заказывать что-либо в кафе совсем не обязательно. Конечно, на вечерние концерты нужно покупать билет, но здесь проходит и большое количество бесплатных концертов и мероприятий, благо есть несколько небольших камерных залов – каждый рассчитан на определенные акустические задачи. Тут же находится и Академия Сибелиуса, и музыкальная библиотека. Когда это видишь, начинаешь понимать, почему именно в Финляндии самый высокий процент посещаемости концертов классической музыки (по последним статистическим данным).

Конечно, на концерте Ланг Ланга зал был переполнен. Но поскольку одним из принципов фестиваля является доступность искусства, на площади перед Музикка Тало был установлен большой экран, на который этот концерт транслировался live (как впрочем, и другие важные события), и администрация фестиваля даже приветствовала публику перед прямой трансляцией.

Ханну Линту и Ланг Ланг

Ханну Линту, Ланг Ланг и Оркестр Финского радио.
Фото автора

Программа концерта включала Увертюру Бетховена «Кориолан», продемонстрировавшую возможности оркестра в драматическом изображении «бури и натиска», начиная с первой темы, изображающей битву Кориолана с Римом (Кориолан – римский патриций V века до н. э., известный больше по литературным источникам, которыми и вдохновлялся Бетховен).

Если увертюра погрузила слушателей в мир трагических страстей, то Четвертый концерт раскрыл мир Бетховенской лирики. Ланг Ланг исполнил его возвышенно и просто, избегая маньеризма, сосредоточившись на чистоте и прозрачности фактуры. Andante con motto было лишено сентименальности и было философски медитативным, в Rondo vivace пассажи вились жемчужной россыпью.

В начале второго отделения прозвучала небольшая пьеса финского композитора Эйноюхани Раутавара "Линтукото". Композитор умер за несколько недель до концерта, и оркестр и дирижер решили таким образом отдать ему дань памяти. Слово Линтукото буквально означает "домик для птиц", но имеется в виду философский аспект ухода человека в иной мир. Очень красивое и прозрачное по оркестровой ткани произведение было исполнено оркестром превосходно, а консервативность его музыкального языка сделала его близким и понятным всем слушателям в зале.

Ну а потом был Третий концерт Прокофьева, который прозвучал в увлекательном и живом темпе. В трактовке Ланг Ланга обозначились несколько большее, чем обычно, родство с Рахманиновым и Стравинским, и большие распевность и патетика. При этом именно Прокофьев окончательно зажег зал – по окончании публика вскочила на ноги почти моментально. Но и Ланг Ланг не поскупился на бисы, исполнив "Интермеццо" Мануэля Понсе и "Огненный танец" Мануэля де Фальи.