«Любовь, что движет солнце и светила»

Леонор Бонилла (Джульетта) и Рафаэлла Лупиначчи (Ромео)
Фото © Fabrizio Sansoni

В нынешнем году фестиваль Valle d’Itria, что проходит в Мартине Франке, в часе езды от Бари, решили посвятить теме любви. Фестиваль проходит уже 44-ый раз, но пока не очень знаком отечественному слушателю, разве что по многочисленным релизам редко исполняемых и забытых опер. Собственно, титульное название этого года «Джульетта и Ромео» Николы Ваккаи (1790-1848) относится как раз к таким. Композитор, живший в эпоху бельканто, имел серьезные оперные амбиции: написав 17 партитур, 10 из которых были поставлены. Правда, успех снискала лишь одна – «Джульетта и Ромео» (именно так - в Италии Джульетту всегда ставят на первое место).

Сама история любовников из враждующих семейств тянет свой след из античности, но в знакомом нам виде была изложена сначала Мазуччио Салернитано, потом ее пересказал Маттео Банделло (именно она была переведена на английский язык и послужила основой трагедии Шекспира). Однако в Италии шли не за Шекспиром, а за собственными адаптациями, Никола Ваккаи был не первым композитором, вдохновившейся историей веронских любовников. Ему предшествовал Никола Зингарелли, сочинивший одноименную оперу на текст Джузеппе Марии Фоппы, поставленную в Ла Скала в 1796 году. На текст Фоппы отчасти опирался Феличе Романи, когда писал либретто для Ваккаи, а также на одноименную трагедию Луиджи Сцеволы. Об этом можно прочитать в превосходном буклете фестиваля (более 250 страниц журнального формата). Кстати, автор «Путеводителей слушателя» из этого тома – Фиорелла Сассанелли получила в этом году ежегодную журналистскую премию, которая вручается на фестивале.

Но вернемся, к «Джульетто и Ромео» Ваккаи. Опера с большим успехом была поставлена в Ла Скала в 1825 году, на следующий год прошла еще несколько раз и между 1826 и 1829 годом прошла на сценах Нью-Йорка, Лиссабона, Барселоны, Парижа, Лондона и Корфу. А потом в 1830 году появилась опера Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» на то же самое либретто Романи, и новый шедевр задвинул творение Ваккаи в тень. Среди поклонников версии Ваккаи была легендарная дива Мария Малибран (в роли Ромео), исполнявшая версию Беллини с III актом из версии Ваккаи. Этот сценический курьез привел к тому, что известный издатель Рикоди, печатая оперу Беллини, аппендиксом приложил III акт Вакаи. Поэтому, несмотря на то, что опера Николы Ваккаи стала лишь контекстом для истории итальянской мелодрамы первой половины XIX века, послушать ее в новом критическом издании партитуры Иларии Наричи, в полноценной сценической версии, - было необычайно интересно.

Большие оперы на фестивале ставят во дворе Палаццо Дукале, двор дворца XVII века не очень большой, но создающий атмосферу; спектакли начинаются в девять вечера, обдувает ветерок, колышет траурные полотнища, свисающие из окон, и одежды стражников с фонарями, бродящими по сцене. Все это сразу погружает в романтическую атмосферу постановки Чечилии Легорио.

Оркестр сидит на уровне партера, сцена немного приподнята. Удивительно, но у каждой из 4-х постановок нынешнего лета был свой оркестр. Для Ваккаи – Оркестр Академии Ла Скала, привычный к репертуару эпохи бельканто, которым замечательно продирижировал Сесто Кватрини. Имя, возможно, незнакомое, однако это уже восходящая звезда оперного дирижерского небосклона, который в ближайшее время займет пост музыкального руководителя одного из оперных театров Прибалтики.

Во время небольшого оркестрового вступления мы видим рыжеволосую Джульетту, приходящую на могилу своего брата. Вообще постановка часто провоцирует воскликнуть: «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно!», распадаясь на изысканные статичные сцены (сценография – Алессия Колоссо, костюмы – Джузеппе Паллела, свет – Лючиано Новелли), напоминающие картины прерафаэлитов. Визуальный ряд полностью совпадает с эстетикой музыкального – редкость в наши дни.

Сюжет оперы кажется не совсем привычен: композитор и либреттист усилили линию Джульетты, вывели полноценные образы ее родителей. Тибальдо стал не братом, а женихом, к браку с ним героиню принуждает отец. Ромео убивает Тибальда во время свадебных торжеств, поэтому вынужден бежать. Джульетта же по совету Лоренцо выпивает сонное зелье, погружаясь в сон, сродни смерти, ну а дальнейшее известно. Опера полна замечательных арий, дуэтов, ансамблей. Заглавные партии исполнили молодые певицы: испанская сопрано Леонор Бонилла – Джульетта и меццо Рафаэлла Лупиначчи – Ромео, обладающие прекрасными голосами, колористически дополняющими друг друга. Их дуэты и арии были исполнены страсти и драматизма, особенно ярко проявившимися в финале. Но весь ансамбль был хорош. В этой опере особая роль отведена отцу героини Капеллио (его убедительно исполнил тенор Леонардо Кортелацци), который вынуждает дочь вступить в политически оправданный брак. Мать Джульетты Адель спела Паолетта Марокку, Тебальдо – Ваза Стайкич, Лоренцо – Кристиан Зенн. Несмотря на то, что сюжет «Ромео и Джульетты» известен во многих позднейших музыкальных переложениях – Берлиоза, Чайковского, Гуно, Прокофьева и других, опера Ваккаи интересна и заслуживает более пристального интереса со стороны исполнителей. Будем надеяться, что фестиваль выпустит DVD спектакля.