Вера Степановская

Долгожданный "Симон Бокканегра" с блистательным Ферруччо Фурланетто

Валерий Гергиев и Ферруччо Фурланетто с постановщиками спектакля (в центре - Андреа де Роза).
Photo© Валентин Барановский

Мариинский театр перевернул очередную страницу своей истории: в феврале состоялась премьера оперы Верди «Симон Бокканегра», ставшая ее первой постановкой в Санкт-Петербурге. Спектакль приехал к нам из Италии: это копродукция театров Ла Фениче (Венеция) и Карло Феличе (Генуя). В двух премьерных спектаклях Фиеско спел легендарный бас Ферруччо Фурланетто. За пультом стоял Валерий Гергиев.

Мариинский театр связан с музыкой Верди давно: ведь именно по заказу театра композитор написал свою оперу «Сила судьбы». В афише театра сегодня присутствуют не только популярные названия – недавно поставленная «Травиата», две постановки «Аиды», возобновленный «Отелло», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», которого скоро повезут в Японию, – но и более редкие «Макбет», «Сила судьбы» и даже «Реквием» в сценической версии. Однако есть и лакуны, одну из которых театр и заполнил постановкой «Симона Бокканегры».

Ферруччо Фурланетто - Фиеско
Photo© Валентин Барановский

Судьба самой оперы была отнюдь не безоблачна: написанная на сюжет драмы Антонио Гарсиа Гутьерреса (либретто Франческо Марии Пьяве) она не вызвала энтузиазма у публики во время премьеры в 1857 году в венецианском Ла Фениче. Композитор вернулся к опере в «период молчания» - после «Аиды» и до «Отелло», переработав либретто с Арриго Бойто (будущим либреттистом «Отелло» и автором «Мефистофеля»). Премьера 1881 года в Милане прошла с огромным успехом. Однако истинная слава к опере пришла лишь во второй половине XX века, когда к ней обратились Клаудио Аббадо и Джорджио Стрелер, их совместная постановка в Ла Скала привлекла к опере внимание мировых театров, из репертуара которых она более не выпадает.

Постановка Андреа де Розы отдает дань самой «морской» опере Верди в полной мере: море, небо, облака присутствуют на заднике постоянно в видеопроекциях Паскуале Мари. Интересно, что они воспроизводят атмосферу Лигурийского побережья в реальном времени. В остальном спектакль следует первоисточнику и по-современному прост. Костюмы Алессандро Лаи в целом хороши, за исключением того, что в своей первой сцене Фиеско почему-то появляется в ночной рубашке.

Впрочем, когда роль Фиеско исполняет Ферруччо Фурланетто, подобные мелочи становятся не важны. Партия сидит на нем, как влитая, и по голосу, точно соответствующему пожеланиям самого композитора – темному и глубокому, с бездонными низами, и сценически. Эмоциональной силе певца невозможно противостоять, его искусство захватывает и восхищает. На премьере Фурланетто был в прекрасной вокальной форме, голос звучал свежо и уверенно по всему диапазону.

Владислав Сулимский - Бокканегра, Виктория Ястребова - Амелия
Photo© Валентин Барановский

«По моему мнению, величие этой роли лежит в финале, когда Фиеско прощает Бокканегру и просит того в свою очередь у него прощения. И он получает это прощение, которое позволяет ему жить дальше. После долгих страданий он становится добрее и ощущает прощение как потребность… Психологически и вокально довольно сложно показать в этом характере постоянную жажду мести и благородную натуру. Но любой неоднозначный характер вызывает у меня уважение», - сказал певец в интервью для буклета.

А в разговоре с журналистами перед премьерой добавил:

"Я исполняю эту роль уже много лет, начиная с дебюта в 1981 году в Нью-Йорке в Метрополитен-опере. Это типичная басовая партия у Верди, жестокий и непримиримый персонаж, в данном случае обладающий одной особенностью – финальным раскаянием. Именно финальный дуэт главных героев делает эту роль столь значимой и интересной".

- Какие литературные произведения помогли в воссоздании образа?

"Роль сыграли не литературные прототипы. В начале моей карьеры мне довелось исполнять эту роль в Генуе и жить совсем радом с Палаццо Дукале. И сама атмосфера этого средневекового города, Дворец дожа помогли мне вжиться в роль. И если обратиться к другому персонажу Верди - Филиппу II в «Доне Карлосе», он тоже очень далек от литературного первоисточника, драмы Шиллера. Поэтому гораздо важнее оставаться в своей интерпретации верным партитуре, чем каким-либо другим источникам".

Сцена из спектакля.
Photo© Валентин Барановский

- За последний год это для вас 4-ая постановка оперы, в чем ее особенность, появились ли какие-то новые грани…

"Петербургский «Симон Бокканегра» идет у меня первым в этом году, а к концу сезона в июне, я приму участие в пяти разных постановках этой оперы. Моя интерпретация роли остается в основном неизменной, но, конечно, приходится адаптироваться к особенностям постановок оперы, в которых я участвую. Моя интерпретация строится на 35-летнем опыте исполнения этой партии, который не изменишь".

В ансамбле с великим певцом выступили солисты Мариинского театра, все очень достойно. Самое сильное впечатление произвел Владислав Сулимский в роли Симона Бокканегры, он был настолько органичен в роли, что трудно было представить, что это дебют в ней, и что партия была подготовлена в сжатые сроки. Певец обладает не только прекрасным голосом, но наделяет своего героя важным для этой партии благородством. Вторую баритональную партию – злодея Паоло Альбиани превосходно спел Роман Бурденко. Любовная пара: Габриэль Адорно и Амелия Гримальди произвела менее яркое впечатление. Александр Михайлов – молодой многообещающий тенор – получил от театра серьезный кредит доверия, который в целом оправдал, однако певцу пока не хватает вокальной свободы и уверенности, а сценической харизмы. Виктория Ястребова стала очень красивой Амелией и в целом произвела хорошее впечатление. Хор Мариинского театра звучал уверенно, с хорошей дикцией. Валерий Гергиев дирижировал эмоционально и сердечно, при этом внимательно к певцам, а оркестр под его управлением звучал ясно, тепло и драматично.

Вечер закончился бесконечными овациями, цветами, криками «браво». «Симон Бокканегра» стал настоящей удачей театра, что подтвердили последующие спектакли.