Вера Степановская

 

“Симон Бокканегра" в Мариинском театре: первая постановка оперы в Санкт-Петербурге при участии легендарного баса Ферруччо Фурланетто

Сцена из спектакля

5 и 7 февраля на сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра». В партии Фиеско – Ферруччо Фурланетто, музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.

Верди писал оперу по драме Антонио Гарсиа Гутьерреса на либретто Франческо Марии Пьяве для венецианского Ла Фениче. Премьера состоялась в 1857 году на сцене театра, но интереса у публики не вызвала, несмотря на положительные отклики прессы. Композитор вернулся к «Бокканегре» через двадцать три года, имея за спиной «Аиду» и уже вынашивая замысел «Отелло». Он привлек к работе над либретто Арриго Бойто (известного композитора и будущего либреттиста «Отелло»), и вместе они создали шедевр, сочетающий энергетику зрелого Верди и его поздние откровения. Была добавлена целая сцена в Совете (без которой сегодня «Бокканегру» не представишь, именно поэтому в театрах сегодня идет лишь второй вариант оперы). Премьера 1881 года в Милане прошла с огромным успехом. Однако истинная слава к опере пришла лишь во второй половине XX века, когда к ней обратились Клаудио Аббадо и Джорджио Стрелер, их совместная постановка в Ла Скала привлекла к опере внимание мировых театров, из репертуара которых она более не выпадает. Что же привлекает современного слушателя в «Бокканегре»?

Не только прекрасная музыка и политическая актуальность сюжета, но и звездный исполнительский состав: для оперы нужно четыре превосходных солиста: баритон для партии Симона, бас для партии Фиеско, сопрано для дочери Симона – Амелии Гримальди (она же Мария Бокканегра) и тенор для ее жениха Габриэле Адорно.

Ферруччо Фурланетто - Фиеско в Лирик Опере Чикаго
Фото Дан Рест

Мариинский театр уже объявил об участии в премьере выдающегося вердиевского баса и самого знаменитого в мире Фиеско – Ферруччо Фурланетто. Роль Якопо Фиеско в репертуаре Ферруччо Фурланетто – одна из ключевых, он поет ее по всему миру, начиная с 1981 года, когда впервые исполнил в Метрополитен-опере по приглашению Джеймса Ливайна. Потом он пел Фиеско в Ла Скала, в Берлинской Государственной опере, в Театре Карло Феличе в Генуе, в Ла Фениче в Венеции, участвовал в трех (!) разных постановках в Париже, в Лирик Опере в Чикаго, а в Венской опере выходил на сцену в «Симоне Бокканегре» более 50 раз. Нынешний сезон у Фурланетто тоже пройдет под знаком «Бокканегры»: помимо Петербурга он споет эту партию в Нью-Йорке, Барселоне, Берлине и Вене. Существует четыре DVD оперы с Фиеско – Фурланетто: постановки Венской оперы, Ла Скала, Ковент-Гарден и Театра Массимо в Палермо. Все они высоко оценены критикой. В Мариинском театре певца очень ждут, может быть, поэтому и постановку выбирали близкую певцу – совместную продукцию театров в Генуе и Венеции - Ла Фениче (La Fenice Opera House) и Карло Феличе (Carlo Felice Theater of Genoa). Режиссер-постановщик и художник-постановщик – Андреа Де Роза.

Действие оперы вольно основано на исторических событиях и на драме Гуттьереса, уже снабдившего до этого Верди сюжетом для «Трубадура». Однако либретто 1857 года во многом отступает от драмы, а когда Арриго Бойто его переписывает, разрыв с драматической первоосновой становится еще более очевиден.

Исторический Симон Бокканегра был выбран дожем Генуи в 1339 году, он действительно был простого происхождения, занял пост с видимой неохотой, но стремился примирить враждующие партии плебеев и патрициев, гвельфов и гибеллинов; несмотря на мирные намерения, несколько раз вынужден был вступить в открытую борьбу с патрициями; на десять лет отошел от дел, поселившись с семьей в Пизе. Однако, когда узнал, что генуэзская знать стремится захватить власть в республике, вернулся в политику, вновь был избрано дожем в 1356 году и был отравлен в 1363

Афиша первого исполнения оперы в 1837 году

Верди, конечно, сильно романтизировал фигуру Симона, во-первых, сделав пиратом (на самом деле корсаром был его брат), а во-вторых, придав ему черты положительно-прекрасной личности на вершине политической власти.

Опера включает в себя Пролог и три акта. Действие Пролога происходит в 1339 году на площади Генуи перед дворцом патриция Якопо Фиеско недалеко от церкви Сан-Лоренцо, когда Паоло Альбиани, политический лидер партии плебеев (и абсолютный злодей в опере) предлагает своему коллеге Пьетро за «золото, власть и честь», продвинуть кандидата из плебеев – Симона Бокканегру. Тот популярен в народе, так как благодаря его смелым действиям на море, африканские пираты перестали устраивать набеги на генуэзское побережье. Симон, с которым Паоло говорит позже, не заинтересован в политике, но соглашается повысить свой статус, чтобы вступить в желанный брак с дочерью Фиеско Марией, родившей от него незаконного ребенка и разлученной с ним. Он не знает одного: Мария только что скончалась, и ее отец, глубоко скорбя о потере дочери, обвиняет во всем злополучного негодяя пирата. А вот и сам Фиеско выходит на опустевшую площадь, чтобы в последний раз взглянуть на дворец, ставший гробницей дочери и спеть свою знаменитую драматическую арию. И тут сталкивается с Симоном, который бродит вокруг в надежде увидеть Марию. Его самое заветное желание - примириться с отцом любимой женщины, но яростный Фиеско непреклонен. Он не говорит Симону о смерти Марии, зато предлагает свое прощение в обмен на внучку, дочь Марии, оставшуюся с Симоном. Но тут выясняется, что девочка бесследно пропала. Фиеско уходит с жестоким желанием отомстить, а Симон устремляется в приоткрытые двери дворца, только, чтобы обрести бездыханное тело любимой. «Мария!» - в отчаянии восклицает он, не помня себя выходит на площадь и … оказывается окружен ликующей толпой: он избран дожем!

О том, что случилось спустя 25 лет, можно узнать из дальнейшего действия оперы. Режиссер постановки остается верным ее содержанию. Не пропустите интереснейшую премьеру сезона!

(Продолжение следует)

Купить билет на сайте Мариинского театра