Вагнер для детей и для покаяния
Обзор событий Байройтского фестиваля-2009 и объявление планов феста на ближайшее и далекое будущие
Сцена из спектакля «Зигфрид»
Фото Энрико Наврат
Совсем другие, не ностальгические, настроения у нового руководства. Сводные сестры, дочки Вольфганга и правнучки Рихарда, Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье, которые проводят свой первый фестиваль, готовятся к серьезным переменам. О чем ини поспешили сообщить на пресс-конференции. Сестры сразу объявили планы развития фестиваля, предупреждая многочисленные вопросы журналистов со всего мира. В этом году они не успели толком ничего сделать, поскольку их назначение случилось меньше года назад – это детское время, что бы что-то поменять в устройстве такого гигантского организма как Байройтский фестиваль. Однако Катарина, более экспрессивная и решительная, чем старшая сестра, сумела все ж таки провернуть один проект. Она хочет, чтобы наследие прадеда в Байройте перестало быть достоянием кучки высоколобых интеллектуалов и богатых меломанов и немедленно отправилось «в народ». Первая ее попытка «упростить» Вагнера с треском провалилась, когда она, будучи по образованию и по недоразумению оперным режиссером, поставила своих «Нюрнбергских майстерзингеров». Тогда Катарине было двадцать девять лет, теперь ей тридцать один, и есть надежда, что она повзрослела и поумнела. Думаю, что ради нее стоит сделать скидку на особенности немецкого образования – только в 21 год человек заканчивает здесь школу, а годам к 27-30-ти – университет или техникум. Понятно, что громкая фамилия прадеда раньше срока открыла перед младшей Вагнер возможности делать постановки в хороших оперных домах, но и отчаянные крики «бу-у-у», которыми сопровождались все представления катарининых «Майстерзингеров» в Байройте (не выйти на поклоны опять же нельзя – заведенный много лет назад ритуал нужно соблюдать), и зверские рецензии на вышедший DVD с этой постановкой, и отсутствие ажиотажа среди фестивальной публики (вагнерианки, которые обычно выстраиваются перед дверьми Фестшпильхауса и ловят билетик хоть на один акт с табличками «ищу», отсиживаются в дни «Майстерзингеров» по домам) кое-чему ее уже научили, и дальше пойдет лучше.
Сцена из спектакля «Закат богов»
Фото Энрико Наврат
Далее Катарина планирует выпускать по одной детской опере каждый год, и вроде бы на всего «детского» Вагнера уже есть деньги. А в качестве режиссера молодая руководительница фестиваля снова появится в 2015 году – вместе с Кристианом Тилеманом она выпустит нового «Тристана и Изольду». Однако вернемся к более актуальным по времени планам. Первая новинка выйдет в свет следующим летом: Ханс Нойнфельс поставит «Лоэнгрина» с Йонасом Кауфманном в заглавной роли – известный певец будут дебютировать в Байройте. Эльзу в этой постановке споет Аннетте Даш – у нее также будет бедют. За пульт встанет латыш Андрис Нелсонс – тот самый ученик Янсонса, который только что блистательно выступал на Одеон-платц в Мюнхене. В 2011 году состоится нашествие аутентистов – Томас Хенгельброк вместе с Себастьяном Баумгартеном сделают свою версию «Тангейзера». Еще через год в 2012 году всплывет «Летучий голландец» Кристиана Тилемана и драматического режиссера Себастьяна Нюблинга. А в юбилейный 2013 грянет новое «Кольцо нибелунга», но тут назван только дирижер – наш соотечественник Кирилл Петренко, экс-лидер берлинской Комише Опер. Режиссировать тетралогию будет, по слухам, известный кинорежиссер, чье имя пока
Основная программа этого года целиком повторила прошлогоднюю, что, на мой взгляд, неплохо. Новыми были только некоторые исполнители. Не показалось скучным, как многим коллегам, «Кольцо» в постановке Танкреда Дорста. В следующем году его покажут в последний раз, и, лично у меня, есть желание пересмотреть гигантскую эпопею, посвященную современной истории Германии. Да, режиссура Дорста не содержит эпатирующих открытий, но по-своему любопытная. То, что сделал Дорст с немецкой сагой о нибелунгах, напомнило мне римские музеи, особенно один, который приютился возле вокзала Термини. Он так и называется - Римский Музей. Когда-то в здании располагался картезианский монастырь, а по его закрытии в это убежище сносился разный древнеримский хлам – что находили на улицах города, то и несли сюда. Ныне этот «хлам» организует солидную и уважаемую коллекцию античных мраморов, мозаик, фресок и прочего. В Германии таких наивных музеев нет – немцы всегда знают, зачем и почему их собрания хранят те или иные камни истории. Но после войн XX века поверженная Германия забилась в угол, где ей было вспоминать о своих упорядоченных ценностях. Она вся превратилась в гигантский музей-руину.
Вилла Ванфрид
Фото Екатерины Беляевой
Основная специальность Дорста – не театр, а германистика и социология. Под старость лет ему, заслуженному ученому и далекому от театра человеку, выпала возможность подвести итог собственным исследованиям современного немецкого общества. И Дорст поселил своих богов и людей в постиндустриальные лабиринты a la Кифер А снаружи – то на автобане, то на лужайке, подвешенной под потолком Фестшпильхауса, разместил людей – адептов актуального искусства. Сюжет тетралогии изложен режиссером очень дотошно, словно для маленьких детей. Естественно, музыкальные критики - и немецкие и наши – недоумевают: а что, собственно происходит, зачем нам рассказывают банальности, мы хотим увидеть что-то эдакое, хотим откровений, это же наш любимый таинственный Вагнер, а не веристы какие-нибудь. Дорст дает визуальный ответ, рассчитанный на людей образованных и склонных к созерцанию. До кого-то доходит. Я бы определила это «Кольцо» как самое изысканное и философски прочное из тех, что я видела. Кстати у байройтских зрителей – людей с хорошим вкусом - «Кольцо» Дорста и сам режиссер пользуется заслуженной популярностью.
Специального разговора заслуживает «Парсифаль» Стефана Херхайма. Премьера его прошла в прошлом году, но то были только шесть спектаклей. Никто в 2008 году не знал, каким покажется в Байройте молодой норвежский режиссер и сможет ли он обыграть Кшиштофа Варликовского, который в буквальном смысле потряс парижскую Опера Бастий своей версией «Парсифаля». На мой взгляд, Варликовский все же был концептуальнее и решительнее, когда дерзко перечеркнул финал культового фильма «Германия. Год нулевой». Кто помнит, герой этой ленты маленький немецкий мальчик, пережив невзгоды войны, не выдерживает больше напряжения и выпрыгивает в окно многоэтажного дома (погибает, естественно). Мальчик Варликовского выживает – ему предстоит спасать нацию от позора. Херхайм идет похожим путем. Его «Парсифаль» – это и учебник по истории Германии и Евангелие одновременно, рассказанные языком кино. Через «Фанни и Александра» (скандинавы, не важно, кто они – шведы, датчане или норвежцы – знают и почитают наследие Ингмара Бергмана), фильмы Фрица Ланга (в спектакле имеются прямые аллюзии на «Метрополис»), через «Голубой ангел» и вендеровское «Небо над Берлином».
Сцена из спектакля «Парсифаль»
Фото Энрико Наврат
Зрители немцы сильно расстроились от того, что слишком лобово кинули им под нос их недавнее прошлое. Хермайма однозначно осудили, не приняли. Не хотят ничего знать про евреев больше. Да и дирижеру Даниэле Гатти досталось – ему совсем понапрасну. Этот ломбардец - абсолютный гений (кстати, в 2010 году Гатти станет главным дирижером Цюрихской оперы). С точки зрения музыки «Парсифаль» Гатти стал одним из сильнейших потрясений лета, хотя по режиссерской концепции он сильно уступает парижскому.
Байройт-Москва