Журнал любителей искусства

Анонс

Оратория Ференца Листа «Христос»
В начале апреля, когда весь православный мир празднует светлый праздник Пасхи, Капелла Санкт-Петербурга приглашает стать свидетелем уникального музыкального события – петербургской премьеры оратории Ференца Листа «Христос». Монументальное и по замыслу, и по воплощению произведение крайне редко появляется в репертуарах концертных залов: это музыка не для «ежедневного потребления». Судя по всему, это понимал и сам Лист. «Не имеет значения, когда и где ее услышат. ... Для меня вполне достаточно, что она существует», - говорил он. При жизни композитора оратория исполнялась не более десяти раз (в Вене в 1870 году сочинением дирижировал Антон Рубинштейн, а партию органа исполнял Антон Брукнер), а после его смерти и до сих пор лишь самые отважные и маститые музыканты берутся за нее. В России оратория была исполнена только один раз – 10 лет назад в Москве. Тогда грандиозное полотно ожило на сцене Большого зала Московской консерватории под управлением Евгения Светланова. Его светлой памяти Капелла посвящает петербургское исполнение.

Ференц Лист, прославившийся как пианист-виртуоз и автор блестящих фортепианных сочинений, Венгерских рапсодий и симфонических поэм, потратил на создание оратории «Христос» 13 лет. «У меня осталась единственная амбиция в музыке – бросить свое копье в бесконечность будущего», - говорил он… и бросил! Оратория написана на тексты Библии, католической литургии и латинских гимнов, которые выбирал сам композитор, - трудно найти что-нибудь более направленное в бесконечность. «Христос» занимает в творчестве Листа примерно такое же место, как «Мессия» у Генделя. Даже состав исполнителей тождественен. Обе оратории повествуют о ключевых моментах биографии Спасителя. Но в отличие от Генделя, следовавшего определенным барочным схемам, Лист отходит и от барокко, и от венской классики, и от немецкого романтизма. Он создает свое, новое, не похожее ни на что. Его «Христос» находится за рамками обиходной церковной музыки, и требует интеллектуального усилия и накала всех чувств от слушателя светского и религиозного в равной мере.

Петербургская премьера оратории осуществляется силами солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Концерты состоятся 7 и 9 апреля 2010 в 19 часов.