На страницу Зальцбургского фестиваля
«Моисей и Фараон» Дж.Россини в Зальцбурге (08.08.2009)
Ildar Abdrazakov (Moise), Marina Rebeka (Anai),
Barbara Di Castri (Marie),
Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor
© Clarchen Baus-Mattar & Matthias Baus
Действие одной из самых полнокрасочных опер Россини режиссер помещает на дно гигантского деревянного конуса (сценография Фердинанда Вёгербауэра). Еще не успевают поблекнуть выдержки из Ветхого завета, с жадной настойчивостью проецируемые на занавес во время каждого музыкального антракта, и лишь только начинает разъезжаться на все три стороны черный (а какой же еще в современной постановке?) занавес, сразу угадываешь режиссерское решение финальной сцены: перевернутый конус обязательно разойдётся по швам и просимволизирует освобождение от удушающего рабства...
О том, что все действия и события оперы проигрываются внутри этой жутко "фонящей" конструкции (акустический эффект "столкновения" звука, возвращающегося из зала и "превосходно" отражаемого полукруглой деревянной декорацией), говорить, конечно, излишне. В меру осовремененные костюмы - едва ли не единственная постановочная удача (художник по костюмам - Биргит Хуттер).
Что происходит на сцене? Да всё как обычно в нынешних постановках опер с большими хоровыми сценами: все сидят. Иногда ложатся. Редко встают и уходят. Сидят всё-таки чаще. Хотя стоят тоже нередко. Больше ничего не происходит. Ну, Моисей на празднике Изиды побуянит... Ну, и всё. Почти. Ну, любит Аменофис племянницу Моисея Анаи: любит по-восточному броско, яркими мазками, страстно и совершенно неубедительно. Не хочет её отпускать и просит своего папу фараона задержать «обратно» всех освобожденных евреев. Папа в сомнениях, но данное ранее слово фараона, скрепя сердце, нарушает (коллизия семейного чувства и общественного долга режиссером никак не обыгрывается). Моисей погружает весь Египет во мрак, и мы видим "задыхающихся" от той мрачной духоты египетский люд. Если допустить, что во времена Ветхого завета в Египте была хотя бы плюс-минус такая же температура, как сейчас, то сразу возникает вопрос: на что Моисей рассчитывал, когда в современном Египте только в непролазную ночь можно вдохнуть и не обжечься?.. Можно предположить, что несколько тысячелетий назад в Египте таки было прохладнее, а, как солнце садилось, то все египтяне сразу же в верблюжьи шкуры кутались (сейчас в Сахаре зимой – в принципе та же проблема). Но вообразить, что во времена Моисея ночью в Египте было жарче, чем днем, у меня при всем уважении к режиссёру не получается...
Ildar Abdrazakov (Moise)
© Clarchen Baus-Mattar & Matthias Baus
Главным эстетическим наслаждением премьерного показа стал, конечно, хор Венской оперы: по-фестивальному ярко и вдохновенно прозвучали все грандиозные ансамбли французской версии "Моисея...", включая приморскую молитву. На родной оперной сцене такая блестящая работа венцев - редкость. Да и Мути в Вене с хором почти не сталкивается.
Оркестр был предсказуемо безупречен. Отшлифованность звучания отличает все последние интерпретации Мути, но маэстро удается находить едва уловимый баланс между караяновской полированностью и страстным волюнтаризмом Тосканини. Это слышно в чуть форсированных "всплесках" антракта, в едва уловимом "опережении" солистов, которое можно списать на премьерную сыроватость, хотя общее впечатление, за исключением одного единственного затянутого басами пассажа, - роскошно, а после исполнения грандиозного антракта маэстро даже счастливо улыбался...
Pressekonferenz 6.8.: Maestro Riccardo Muti
© Wolfgang Lienbacher
Эрик Катлер ярко и эмоционально пропевает все экстравертно-напряженные сольные номера и дуэты Аменофиса, но сценический рисунок чрезмерно аффективен. Слушать певца бесконечно приятно, но не в связи с россиниевской эстетикой и данным конкретным образом, а вообще: голос плотный и приятный.
Настоящим подарком стало выступление в партии Анаи Марины Ребеки: прекрасный льющийся, полнозвучный тембр "без примисей", естественность звучания и ровная - без напряжения и надрыва - чёткость во всех диапазонах буквально завораживали!
Фараоновая чета в исполнении Николы Алаймо и Нино Сургаладзе была также великолепна. Чуть приглушенному звучанию Алаймо соответствовал бархатистый на пиано и пронзительно искристый на форте голос Сургаладзе. Великолепная пара!
Исполнители второстепенных персонажей безупречной работой обрамляли основной ансамбль: маму Анаи ярко акцентированным и плотным звуком спела Барбара ди Гастри, Хуан Франциско Гателль с пронзительной выпуклостью, хоть и не всегда ровно, озвучил партию брата Моисея, а вот голос Алексея Тихомирова, исполнявшего партию Осирида, показался непривычно несобранным, но уместно выразительным.
Вообще же с таким ансамблем можно с благодарностью принять любую постановку... Ну, или почти любую, не мешающую - творить музыкантам и певцам и приобщаться к этому чуду зрителям...