Последнее
обновление
09.09.09

Журнал любителей искусства
На страницу Зальцбургского фестиваля

Музыка превыше сцены

В Зальцбурге завершился крупнейший в мире музыкальный фестиваль

Зальцбург

© Fritz Haseke

Более месяца на берегах Зальцаха звучала музыка: в церквах и соборах, в камерном зале Университета, в Моцартеуме. Каждый вечер распахивались двери грандиозного фестивального комплекса, где в ряд, на одной улице выстроились три оперных театра. В этом году в оперной программе фестиваля значилось четыре премьеры, а количество концертных циклов превосходило всякое вероятие: циклы, посвященные музыке Гайдна и Листа – благо, весь просвещенный мир в этом году отмечал памятную дату, 250летие со дня смерти Гайдна. Традиционные концерты под грифом Mozart Matinee собирали лучших камерных исполнителей, а в цикле «Континент» в фокусе внимания оказалась музыка Эдгара Вареза – франко-американского композитора, одного из создателей электронной музыки.

Этим летом фестиваль проходил в непростых условиях: заметно упали продажи билетов, снизился поток туристов – скорее всего, из-за финансового кризиса. Для фестивального бюджета это стало ощутимой потерей: финансовая модель грандиозного музыкального предприятия предполагает, что примерно половина расходов возмещается из билетной кассы. Кроме того, фестиваль вступает в пору междуцарствия: несколько месяцев назад было объявлено, что нынешний интендант, маститый немецкий режиссер Юрген Флимм покидает свой пост раньше срока, просидев в руководящем кресле три года из положенных по контракту пяти. Формальным поводом для сложения с себя полномочий послужило приглашение возглавить Берлинскую Штаатсопер. Однако Флимм не скрывает, что ему надоели разногласия и препирательства с фестивальным комитетом: он подчеркнул, что настоящей причиной его ухода является чрезмерная коммерциализация крупнейшего фестиваля, которая стала затмевать творческую составляющую.

Флимму вторит и Маркус Хинтерхойзер – программный директор концертной части фестиваля. Концертирующий пианист, пламенный пропагандист современной музыки, Хинтерхойзер публично высказался против назначения интендантом Зальцбурга Александра Перейры. Имя удачливого арт-менеджера, умно и рачительно руководившего венским Концертхаусом, а позже – Цюрихской оперой уже всплывало в кулуарах фестиваля в 1999 году, после скандального ухода из Зальцбурга Жерара Мортье. Сейчас к его кандидатуре вернулись, и это открывает некие новые перспективы перед русской музыкой и русскими музыкантами. Если учесть, что Перейра в Цюрихе плотно сотрудничал с дирижером Владимиром Федосеевым, а тот, в свою очередь, упорно проводил в Цюрихе «русскую линию», ставя оперы Римского-Корсакова и Чайковского, то, вполне вероятно, что удельный вес русской музыки в программах фестиваля в будущем возрастет.

Перейра официально займет интендантское кресло лишь с 2011 года. В будущем году «за хозяина» остается Маркус Хинтерхойзер. Впрочем, он уже заявил, что покинет фестиваль с приходом Перейры, в 2001 году. Хинтерхойзер, чьими усилиями на фестивале звучит масса интереснейшей музыки ХХ и ХХI века в первоклассном исполнении, не без оснований опасается, что с приходом Перейры в Зальцбург его эксперименты по расширению репертуарных границ фестиваля будут прекращены.

Для Зальцбурга уход Хинтерхойзера станет невосполнимой потерей. При нем, впервые за последние 10 –15 лет концертная часть программы фестиваля по живости, оригинальности и свежести стала значительно превосходить оперную его часть.

Да и в оперную часть Хинтерхойзер внес весомое обновление: в прошлом году постановка оперы Сальваторе Шаррино Lici mia traditrici( «Мои вероломные глаза») стала едва ли не главной художественной сенсацией фестиваля. В этом году самым интересным событием оперной программы оказалась постановка оперы Луиджи Ноно, «Под жарким солнцем любви» в музыкальной интерпретации дирижера Инго Мецмахера.

Зальцбург

© Fritz Haseke

Остальные четыре спектакля – премьера Cosi fan tutte («Так поступают все») Моцарта в постановке Клауса Гута, премьера оперы Россини «Моисей и Фараон» в постановке Юргена Флимма, оратория Генделя «Теодора» в сценической версии Кристофа Лоя и его же прошлогодняя «Армида» выглядели, в лучшем случае, полуудачами. Тот же Клаус Гут, в год юбилея Моцарта поставивший меланхоличную, пронзительно-трогательную «Свадьбу Фигаро», а в прошлом году – сумрачного «Дон Жуана», в последней части знаменитой трилогии Моцарта-Да Понте занялся самоповторами и автоцитатами, снизив планку, им же самим вознесенную в предыдущих работах. Даже ключевая, ударная постановка прошедшего летнего феста – «Моисей и фараон» - оказалась статичной по «картинке», и слишком дидактичной по режиссерскому решению Флимм вовсю педалировал в ней грозный ветхозаветный пафос, что явно не соответствовало легкой и грациозной музыке Россини. Оркестр под управлением Риккардо Мути, как свидетельствуют очевидцы, звучал блистательно; солисты пели превосходно.

Особенно же – русский бас Ильдар Абдразаков, в титульной партии пророка Моисея. Темперамент и харизма Абдразакова известны. Так что, надо думать, в роли библейского пророка он смотрелся и звучал убедительно.

В Зальцбурге блеснула в камерном концерте Анна Нетребко; аккомпанировал ей сам Даниэль Баренбойм – пианист и дирижер, музыкальный руководитель Берлинской Штаатсопер, основатель и глава израильско-арабского молодежного оркестра «Западно-Восточный Диван».(Оркестр вот уже третий год выступает на Зальцбургском фестивале). В общем, крупная фигура, тяжеловес в мире музыки. Его участие, естественно, еще больше подогрело интерес завсегдатаев Зальцбурга к концерту Нетребко.

Для вокального вечера певица выбрала программу, самую, что ни на есть, русскую: романсы Римского-Корсакова и Чайковского. Музыка чувствительная, сентиментальная, порой меланхоличная –что может быть лучше для камерного вечера? Этим концертом Нетребко отдавала позапрошлогодний долг Зальцбургу за неспетый концерт. Тогда она сказалась больной, и концерт оказался сорван.

Шостакович звучал этим летом на фестивале часто: были сыграны три его симфонии - Восьмая, Десятая и Четырнадцатая, и три квартета – больше, чем в год столетия композитора. Не забыли и о музыке его ученицы, Галины Уствольской; ее Композиции №1,2 и 3 вписаны в цикл «Сцены из Листа». Причем исполнялись они одним из лучших ансамблей современной музыки Клангфорум Вин, а за роялем сидел сам Маркус Хинтерхойзер.

Традиционно, костяк симфонических программ фестиваля составили пять выступлений оркестра Венских Филармоников. Каждая программа игралась трижды: вечером в субботу, с утра в воскресенье и в понедельник. На последнюю неделю на фестиваль съехались оркестры-гости. В этом году – Королевский Концертгебау с Марисом Янсонсом, представивший программу из сочинений Гайдна и Шостаковича, Лондонский симфонический оркестр под управлением Гергиева – они сыграли Восьмую симфонию Шостаковича. Завершили симфонический марафон Берлинские Филармоники. На последнем концерте фестиваля они салютовали памяти Гайдна, исполнив в финале фестиваля ораторию «Времена года».

Гюляра Садых-заде
Опубликовано в «Невском времени»
На страницу Зальцбургского фестиваля