Последнее
обновление
09.09.09

Журнал любителей искусства
На страницу Зальцбургского фестиваля

6-я Брукнера в Зальцбурге (09.08.2009)

В рамках концертной программы Венских филармоников на Зальцбургском фестивале была исполнена 6-я симфония Брукнера.

6-я не пользуется такой популярностью у народа вообще и у знатоков в частности, как 2-я или 3-я (не говоря уж о 8-й)... И именно интерпретация Эсы-Пекки Салонена навела меня на мысль о том, что причины несправедливой "дискриминации" одного из ярчайших творений Брукнера (хотя что у него НЕ"ярчайшее"?..) запрограмированы самим автором. Одна из аутентичнейших версий этой симфонии - клемпереровская запись с Новой Филармонией - оставляет впечатление утомительно рыхлого, предсказуемо-провагнеровского сочинения. А дело-то всего-навсего - в темпах! Если центральная ("степная") тема 1-й части звучит у Клемперера громоздко и тяжеловесно и оставляет ощущение танца дрессированного слона, то медитативно-напевная 2-я и динамично разворачивающаяся 3-я (скерцо) просто "провисают" затянутым звуковым макраме... То же и с финалом.

Вопреки указаниям автора Салонен убыстряет темпы, и ватная грузность звуковой материи 6-й симфонии просто оживает! Первая часть окрыляет грандиозной энергичностью и таким эмоциональным накалом, что перехватывает дыхание! Красота и яркость центральной темы передаётся Венцами с таким напряжением, что забываешь обо всем на свете, растворяясь в сияющем свете брукнеровских звуков!

Вторая часть, как и положено, напевна и светла, но без излишней торжественности, на которой настаивал автор!

Скерцо и трио были исполнены на таких темповых контрастах, что пульсирующее тремоло струнных, переплетаясь с безжалостной резкостью меди, просто сводило с ума...

Финал стал демонстрацией ювелирной отточенности в передаче лаконично-виртуозных переплетений струнно-духовых пассажей. В "аутентичном" темпе эта эклектичная яркость выглядит диссонансом, но, стоило Салонену добавить темпа, как ощущение слухового дискомфорта растворилось в звуковых вспышках финального крещендо...

Стоит ли всегда "прислушиваться" к указаниям автора, если "завещанный" аутентизм разрушает восприятие шедевра? Стоит ли безоглядно экспериментировать с классическими произведениями и где граница допустимого в таких интерпретациях? В связи с 6-й симфонией эти вопросы задавать, возможно, и не совсем уместно (какую её редакцию вообще можно считать аутентичной на 100%?), но риск интерпретационного диалога с композитором, предпринятый Венцами во главе с Салоненом, оказался определенно оправданным: 6-я Брукнера воссияла во всем своем непервозданном блеске...

Александр Курмачев
На страницу Зальцбургского фестиваля