Вера Степановская

 

НА ФОНЕ ИТАЛИИ...

В Европе прошел большой гастрольный тур Юрия Темирканова и Петербургского филармонического оркестра

Концерт в театре Сан-Карло. Фото Л.Романо

Два концерта Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича (или проще Петербургского филармонического оркестра) под управлением Юрия Темирканова в Неаполе и Бари были лишь частью большого турне по Великобритании, Ирландии и Италии. Оркестр везде принимали хорошо, было много восторженных рецензий, программу же во всех городах играли одну: Арам Хачатурян - Фрагменты из балета «Спартак», Сергей Прокофьев – Третий фортепианный концерт, Дмитрий Шостакович – Пятая симфония. Исполнение шедевров советской эпохи было, с одной стороны, связано с 2017 годом, отмечающим столетие революции и советской власти, с другой – с тем, что эта музыка в крови у ЗКР, стоявшего у ее колыбели и исполняющего ее как никто другой. Два итальянских концерта, на которых удалось побывать, это еще раз доказали.

Неаполь – крупнейший город Южной Италии и административный центр региона Кампания - встретил мягкой итальянской зимой и температурой +15. История и современность переплетаются здесь в причудливый клубок, эпохи наслаиваются друг на друга, обветшавшие дворцы, античные руины, знаменитая открыточная Неаполитанская бухта с дремлющим Везувием и особенный местный кофе в «Гамбринусе», - все это составляет вечно молодое и располагающее лицо города. Концерт оркестра состоялся в культовом для Неаполя месте – театре Сан-Карло, который ведет свою историю с XVII в, нынешнее же здание открылось в 1737 году. В разные годы театром заведовали Джоакино Россини и Гаэтано Доницетти, здесь выступали практически все знаменитые певцы. В XVIII веке Сан Карло был крупнейшим оперным театром Европы, вмещавшим 3285 зрителей. Сегодня, после послевоенного восстановления, в зале необыкновенной красоты - всего 1386 мест. Театр предлагает интересный оперный сезон – в середине февраля, например, здесь в содружестве с Мариинским театром пройдет впервые в Италии опера Чайковского «Чародейка» (режиссер Дэвид Паутни, дирижер – Заурбек Гугкаев).

Юрия Темирканова в Италии любят (он командор ордена Звезды Италии, почетный академик Академии Санта-Чечилия, дважды лауреат престижной премии итальянских критиков Аббиати). Его приезда с оркестром Санкт-Петербургской филармонии ждали, так же как и Марту Аргерих, которая солировала в Третьем концерте Прокофьева. Билеты были распроданы, и музыкантов принимали очень тепло.

Зал театра, правда, несмотря на свою красоту, гораздо больше подходит для оперы: симфонический оркестр звучит суховато. Но это не помешало петербургскому коллективу раскрыть сочную и яркую палитру двух фрагментов из «Спартака»: Адажио Спартака и Танца гадитанских дев, которые открывали программу. А потом прозвучал Третий концерт Прокофьева. Марта Аргерих сыграла его удивительно легко и свежо, избежав, привычной слуху спортивной ударности. Ее интерпретация была удивительно многослойной и разнообразной: на первый план выходила то лирическая мягкость, то остроумный задор, то ирония, то загадочная мистика. Богатство красок и смыслов, которые внезапно раскрылись в знакомом и привычном – ошеломляло. Идеальным было и взаимодействие пианистки с дирижером: и Аргерих, и Темирканову далеко за семьдесят, тем не менее, их прочтение концерта и музыкальный диалог был полон молодой энергетики. И неудивительно, что после Финала, полного яркой агрессии, зал взорвался аплодисментами. На бис Аргерих сыграла Сонату ре минор Скарлатти.

Концерт в театре Сан-Карло. Фото Л.Романо

Во втором отделении звучала Пятая симфония Шостаковича, произведение, написанное после разгрома «Леди Макбет Мценского уезда», статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и снятой с исполнения Четвертой симфонии. Премьеру Пятой исполнял в 1937 году тот же Заслуженный коллектив (тогда Республики) под управлением Евгения Мравинского. Симфония тогда прошла с большим успехом, в ней увидели монументальный пафос и оптимистическую риторику. Но симфония композитора амбивалентна, недаром Юрий Темирканов называет Шостаковича «Пименом советской эпохи». И в интерпретации дирижера ясно слышится трагический и героический голос времени. После концерта я спросила у Юрия Хатуевича, как ему удается так явственно, зримо, осязаемо воскресить этот дух времени в Пятой. «Я в нем жил», - просто ответил он. После симфонии не было ожидаемого биса, хотя публика и требовала его довольно настоятельно.

На следующий день оркестр направился в Бари – столице региона Апулия, находящегося на берегу Адриатики. Дух города совершенно другой, здесь тоже юг, но везде царят чистота и порядок, а улицы города засажены пальмами. Бари – это город Святителя Николая (Николая Угодника), чьи мощи перевезли сюда в 1087 году из Мир Ликийских, находящихся на территории современной Турции. С тех пор мощи святого почивают в крипте Базилики Святого Николая, при входе в которую вас встречает надпись (в том числе и на русском языке): «Святитель Николай – святой, объединяющий Восток и Запад». Вообще русский язык вокруг Базилики встречается постоянно: в соборном магазинчике на площади, в Музее Святого Николая, - поток паломников из России сюда не иссякает. Церквей же в старом городе – великое множество, в том числе собор другого покровителя города – Святого Сабина.

Концерт петербургского оркестра был в театре Петруццелли, самом красивом из трех театров города. Программа была та же, но на репетиции Юрий Хатуевич Темирканов предложил после Адажио Спартака сыграть другой фрагмент: Танец Эгины и Вакханалию. «Давайте сделаем это просто для себя», - сказал он. Марта Аргерих тоже была в прекрасном расположении духа, и рояль Fazzioli ей понравился. После яркого исполнения Третьего концерта Прокофьева публика буквально сошла с ума. Пианистка сыграла один бис – листовскую тренскрипцию Widmung Шумана, потом второй – Сонату Скарлатти. А зрители все не отпускали, ушел оркестр, но Марте Аргерих пришлось еще раз выйти на поклоны.

После концерта в театре Петруццелли. Фото автора

Во втором отделении опять эпическая Пятая симфония. И здесь уже никак было невозможно обойтись без биса. И оркестр исполнил Аморозо из «Золушки» Прокофьева с мягким и нежным звучанием струнных.

После Бари оркестр дал еще два концерта: в Королевском театре в Парме и на севере страны в Удине. Они тоже прошли с огромным успехом.