Виктор Александров

 

МУЗЫ НЕ СМОЛКАЮТ

В Сочи завершился Десятый Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета

Дирижирует Юрий Башмет

Одно из главных культурных событий России прошедшей зимы - X международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Он продолжался на черноморском побережье Кавказа с 17 по 26 февраля.

Фестиваль отметил свой первый юбилей. Еще десять лет назад, когда Юрий Башмет впервые открыл свой фестиваль с участием небольшой группы музыкантов, сложно было предположить, что за столь небольшой срок форум может так быстро развиться и достичь впечатляющих художественных результатов. Сегодня Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи явление международного масштаба. Ежегодно сюда приезжают на гастроли звезды мировой классической музыки, джаза, артисты балета и оперы, драматического театра, академические, фольклорные и эстрадные коллективы со всего мира. Без фестиваля Юрия Башмета невозможно представить сегодня культурное пространство нашей страны, ведь именно он раскрасил в необычно яркие цвета культурную программу Зимней Олимпиады в Сочи 2014.

В программу X юбилейного фестиваля искусств вошли лучшие культурные события за десять лет, а также мировые премьеры, а наряду с известными музыкантами выступили молодые исполнители. Нужно отметить, что образовательно-просветительская миссия здесь одна из важнейших. С первых лет своего существования Зимний фестиваль искусств отличался широким спектром образовательных мероприятий – творческие встречи, мастер-классы, совместные концерты – Юрий Башмет никогда не забывал о молодежи, о подрастающем музыкальном поколении.

Солисты Москвы и Гонконгский народный оркестр

На сей раз в рамках музыкально-образовательного марафона состоялся Третий конкурс композиторов, посвященный Игорю Стравинскому и Эмилю Гилельсу. В жюри под председательством композитора и профессора Александра Чайковского вошли Юрий Башмет, Юрис Карлсонс (Латвия), Кшиштоф Мейер (Польша), музыкальный менеджер Патрик де Клерк (Бельгия), композитор Ацухико Гондаи (Япония), композиторы Антон Тононов и Кузьма Бодров.

Первая премия была не присуждена, второе место досталось воспитаннику Московской консерватории Денису Хорову, а третье между собой разделили Дарья Славникова и Алексей Попков. В финальном туре участвовали пять конкурсантов, которые представили свои произведения для камерных ансамблей.

В течение десяти фестивальных дней в Сочи выступили с концертами выдающиеся музыканты современности, артисты из семи стран мира: Вадим Репин (скрипка), Денис Мацуев (фортепиано), Олли Мустонен (фортепиано, Финляндия), десятикратный обладатель премии «Грэмми», джазмен Артуро Сандоваль (труба), Ави Авиталь (мандолина, Израиль), Диана Арбенина с рок-группой «Ночные снайперы», скрипач Массимо Кварта (Италия) и духовой квартет: Филипп Тондре (гобой, Франция), Валентин Урюпин (кларнет, Россия), Рие Кояма (фагот, Япония) и Хосе Винсент Кателло (валторна, Испания).

Юрий Башмет - Ацухико Гандаи

Концерты и спектакли проходили на пяти сценических площадках, в том числе в Зимнем театре, концертном зале курорта "Роза Хутор", в Зале камерной и органной музыки.

Главными музыкальными героями стали коллективы Юрия Башмета: камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

Последний из них выступил на закрытии фестиваля. В торжественном гала-концерте наряду с произведениями Сергея Рахманинова и Макса Бруха прозвучали две мировые премьеры – концерты для альта с оркестром, написанные специально для маэстро Башмета Кузьмой Бодровым и автором из Японии Ацухико Гондаи.

Специальный проект фестиваля – "Там, где Китай встречается с Европой". В совместной экзотической программе объединились на сцене Зимнего театра камерный ансамбль "Солисты Москвы" и Китайский оркестр Гонконга под управлением Яна Хуичанга и Юрия Башмета. Ян Хуичанг отметил: «Знакомство широкой аудитории с китайскими национальными традициями – особая миссия. Наш оркестр был дважды был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. В 2001-м на фестивале камерной музыки в Китае на одной сцене мы представили тысячу струнников, играющих на национальных инструментах, а в 2007-м одновременно играли свыше трёх тысяч музыкантов». Наряду с произведениями Эдварда Грига, Петра Чайковского и Игоря Стравинского прозвучали сочинения традиционной китайской народной музыки, а также премьеры, специально написанные к этому концерту - Концерт для пипы и струнных современного китайского композитора и дирижера Тан Дуна (солистка - Бель Шу) и мировая премьера Сюиты для двух оркестров Александра Чайковского. По признанию самого композитора, импульсом к созданию сочинения послужили эскизы пяти картин китайских художников.

Александр Чайковский: «Идея соединить в одном концерте оркестр китайских традиционных инструментов и "Солистов Москвы" принадлежала Юрию Башмету. Раньше я никогда не интересовался китайским фольклором и был не знаком с историей китайских музыкальных инструментов. Там колоссальное количество самых разных народных инструментов, у каждого из которых не очень большой диапазон и разная амплитуда звучания. Об этих картинах я узнал из книги по истории искусств Китая. В итоге написал сочинение в пяти частях, очень небольших, вдохновился эскизами пейзажей старинных китайских художников XI - XIII веков. За много веков до французских импрессионистов, в их работах уже ощущалось необыкновенное чувство колорита, природы, каких-то изумительных по красоте настроений. Мне очень хотелось это ощущение передать. В китайском оркестре играют поразительные люди, грамотные музыканты, дисциплина просто изумительная».

Юрий Башмет: «Александр Чайковский уже не раз в своем творчестве обращался к другим музыкальным культурам, в частности я вспоминаю концерт в Азербайджане. Ему заказали сочинение с участием тара, народного инструмента. Тар оказался мощным по громкости и на удивление хорошо сочетающимся с обычным оркестром. И вот Чайковский очень серьезно отнесся к выбору национальных инструментов, долго их слушал, изучал тембры, лады. Когда я обратился к нему с заказом на это произведение (Сюиту для двух оркестров), я понял, что он обязательно найдет что-то свое, оригинальное. В результате получилось симпатичное сочинение, очень колоритное и национальное по духу…» Слушать китайские национальные инструменты, наслаждаться их экзотикой и фантастическими тембрами в сравнении с традиционными европейскими музыкальными инструментами весьма увлекательное занятие: двухструнные эрху по форме напоминают скрипки, а изящные пипы лютню теорбу.

Заметным явлением прошедшего форума стали музыкально-литературные постановки и спектакли. В авторской версии Юрия Башмета вниманию публики были представлены спектакли «Евгений Онегин» и «Фантастическая Кармен». А в преддверии гала-концерта открытия фестиваля в Зимнем театре зрители снова увидели трогательную сценическую версию «Маленького принца» Антуана Экзюпери «Не покидай свою планету» в постановке режиссера Виктора Крамера ( в главной роли –Константин Хабенский). Премьера спектакля состоялась в Сочи год назад и вызвала широкий общественный резонанс. Для юбилейного фестиваля Виктор Крамер подготовил новую постановку, мировую премьеру: музыкальный спектакль «Севильский цирюльник» по мотивам комедии Пьера Бомарше и оперы Джоаккино Россини.

Поклонникам хореографии была адресована премьера спектакля «Dream around the Opera» («Мечты об опере») с участием танцевальной компании из Италии imPerfect, а также солистов прославленной парижской труппы «Гранд Опера» Доротеи Гилбер и Матье Ганио. Необычным по формату был и традиционный балетный гала, посвященный двум «оперным» сюжетам – «Мадам Баттерфляй» и «Тристану и Изольде». Обе трагические истории о любви, разделенные глубиной веков и традициями континентов, приводят своих героев к смерти, но, в конечном счёте, завершаются бессмертием – апофеозом могучей силы человеческого чувства.

Прошедший X фестиваль искусств отличался, по мнению Юрия Башмета, очень яркой и насыщенной программой: здесь и большое количество премьер, встречи со знаменитыми актерами и музыкантами, и широкая образовательная программа. Перед заключительным Гала-концертом фестиваля прошло заседание руководителей филармоний, музыкальных театров и концертных организаций России с участием министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского.