Вера Степановская
Оперный фестиваль в Савонлинне: "Отелло" и "Фальстаф"
Замок Олавинлинна. Савонлинна
Фото автора
Если рано утром выехать из Санкт-Петербурга, можно уже днем оказаться в небольшой уютной Савонлинне, насчитывающей чуть меньше 30 тысяч жителей. Самая большая достопримечательность здесь – средневековый замок Олавинлинна, уже более 600 лет грозно возвышающийся на небольшом островке озера Сайма - самого большого в Финляндии. Крепость была построена шведами, как грозный военный оплот, а сейчас подлинную жизнь ее стенам дает музыка, когда в июле-начале августе здесь проходит ежегодный летний оперный фестиваль. Главный двор замка перекрывают тентом, возводят зрительские ряды на 2700 мест, обустраивают сцену и оркестровую яму, по воде доставляют декорации и, наконец, по наплавному мосту сюда устремляется нарядная публика. Фестиваль в Савонлинне – один из старейших (впервые он прошел в 1912 году) - обладает своей неповторимой атмосферой, где сам средневековый замок является идеальной декорацией практически для любой оперы. Каждый год фестиваль предлагает слушателям, как собственные постановки, так и спектакли «гостей» - ведущих оперных сцен Европы. В этом году была представлена шекспировская трилогия Верди: «Отелло» в постановке фестиваля, «Макбет» и «Фальстаф», привезенные фестивалем Равенны. Помимо этого прошли «Дон Жуан» Моцарта и «Из мертвого дома» Яначека, а Театр Реджио из Торино привез «Норму» Беллини и «Богему» Пуччини.
«Отелло» - поздний шедевр Верди, прекрасно смотрится в средневековом антураже. Спектакль – копродукция с французским фестивалем Хорегии Оранжа, проходящим в античном амфитеатре. И в Оранже, и в Савонлинне прежде всего «работает» энергетика древних стен, сценические конструкции и реквизит сведен до минимума. Женская бригада постановочная бригада нынешнего «Отелло»: режиссер – Надин Дюффо, сценограф – Эммануэль Фавр, художница по костюмам – Катя Дюфло; и даже за пультом фестивального оркестра китаянка – Хань Чанг, - представила вполне качественную, консервативную работу, отдающую дань позднему шедевру Верди-Шекспира. Спектакль оживляли видеопроекции: крупные планы страстных переживаний Отелло, Яго, Дездемоны, но даже и без них основное внимание было приковано к певцам, создавшим яркие образы.
Сцена из спектакля
photo: Soila Puurtinen
Заглавную партию исполнил литовский тенор Кристиан Бенедикт, хорошо известный и петербургской публике. Роль Отелло – одна из основных в его репертуаре, певец исполнял ее уже 95 раз, и в этот раз его драматический тенор звучал сильно и уверенно. «Это роль, которая раздирает не только голос, но и душу, тут мало просто красиво спеть, нужно дать эмоции, энергию», - сказал певец на встрече с журналистами после спектакля. Ему нравится выступать в Савонлинне в атмосфере средневекового замка, несмотря на объективные трудности постановки спектаклей в крепости: «Когда начались репетиции, было холодно, 4-7 градуса, пар изо рта шел, слава Богу, никто не заболел, все были в форме». Тепло вспомнил артист и свою работу в России, прежде всего в Мариинском театре, где он пел премьеру «Отелло» в постановке Василия Бархатова, участвовал в концертном исполнении «Самсона и Далилы» с Ольгой Бородиной, исполнял другие роли. Помимо Санкт-Петербурга Бенедикт выступал и в Екатеринбурге, и Новосибирске.
В партии Дездемоны дебютировала Яна Клейн – имя, которое стоит запомнить, как запомнилась и ее героиня своим теплым красивым голосом, хрупкостью и щемящей трогательностью на сцене. Певица живет в Дании, много поет в Королевской опере Стокгольма, в других театрах Скандинавии, однако пока неизвестна в России.
Ключевую партию злодея Яго исполнил итальянский баритон Элия Фаббиан, впечатляюще спев свое знаменитое Credo. Из финских певцов хотелось бы выделить исполнителя партии Кассио – Юсси Миллиса. Хор и оркестр фестиваля Савонлинны собирается каждый год по конкурсу, в котором принимают участие музыканты со всей Финляндии. После интенсивных репетиций (почти месяц для премьеры) оба коллектива предстают слаженными и монолитными. Увлеченность и вовлеченность хора - один из ключевых моментов, определяющих успех оперы – всегда наличествует в Савонлинне (хормейстер – Матти Хуокки). Кстати, на фестивале есть забавная традиция: хор на поклонах вместо букетов цветов дарит солистам березовые веники для прямого использования по назначению в финской сауне.
Кристиан Бенедикт и Яна Клейн
Фото автора
Небольшие радости и гастрономические удовольствия обязательны здесь и для слушателей: надо насладиться природой, побывать в бане, поплавать в озере и обязательно посидеть в одном из ресторанов, в котором отведать местный деликатес – блюдо из ряпушки. Кстати, прекрасный ресторан с традиционным буфетом (у нас его называют шведский стол) находится в самом замке. Кормят там необычайно вкусно, правда, взбираться туда придется по крутым, сложенным из каменных глыб ступеням.
Жить в Савонлинне удобнее за городом, совмещая с оперой отдых на лоне природы: в радиусе 30 км находится несколько недорогих интересных отелей. Объединяет их то, что они стоят они на берегу озер в благоуханных сосновых рощах. В этом году остановились в Пункахарью, в отеле «Круунпуйсто». Гостиница и санаторий занимают бывшее здание госпиталя в стиле финского модерна начала века (здесь его называют стилем национального романтизма), стоящее на высоком берегу. В прохладные дни можно плавать в бассейне, заниматься на тренажерах и гулять по извилистым аллеям вокруг озера. Вокруг – тишина и спокойствие. Именно в Финляндии, даже останавливаясь в большой гостинице, начинаешь ощущать подлинный вкус и наслаждение одиночеством, очищающим душу. А потом с новыми силами можно отправляться слушать музыку.
А в этом году впервые гостем Савонлинны стал другой оперный фестиваль - из итальянской Равенны. Возглавляет его Кристина Маццавиллани Мути – супруга Риккардо Мути, она же ставит спектакли в качестве режиссера. Аккомпанирует Молодежный оркестр Луиджи Керубини, которым дирижирует как сам Мути, так и его заместитель Никола Пашковски. В этом году Равенна привезла в Финляндию две постановки опер Верди – «Макбет» и «Фальстаф».
«Фальстафа» пришлось долго адаптировать к крепостной сцене, в результате декорации заменили видеопроекциями, певцы практически не покидали сцену, помимо антракта пришлось сделать и технический перерыв, но все это искупалось прекрасным, живым, искрометным спектаклем. Болгарский баритон Кирил Манолов оказался прирожденным Фальстафом, а его герой - крупный, с прекрасным голосом, блистательный в диалогах, - квинтэссенцией мужского эго, смешных недостатков и самовлюбленности, вызывающих то смех, то сочувствие. Вокруг него завертелся вихрем ансамбль остальных исполнителей и прежде всего исполнительниц: Алису Форд спела Элеонора Буратто, недавно с успехом дебютировавшая в Мет, Дамиана Мицци – Нинетта запомнилась хрустально-чистым полетным голосом, а Изабель де Паоли – миссис Квикли, наоборот, - контральтовыми низами в Riverenza (“Povera donna”), хороша была и Анна Малавази – Мег Пейдж в своей небольшой роли.
Фальстаф - Кирил Манолов. photo: Soila Puurtinen
В мужском ансамбле выделялся прекрасный баритон Федерико Лонги в роли ревнивца Форда, удачны были воплощения буффонных ролей Бардольфо (Маттео Фальчер), Пистоль (Грациано Даллавалле), доктор Каюс (Григорио Трукко), в роли Фентона выступил молодой тенор Джованни Себастьяно Сала, может не очень ярко, но тоже вполне достойно. Огромным плюсом спектакля был практически полный итальянский каст, это дало возможность заострить каждую реплику, засверкать речитативам, сделать спектакль легким и смешным. Не последнюю роль в этой музыкально-словесной живости и легкости играл оркестр под управлением Николы Пашковски, сердце которого явно билось вместе с солистами. Короче, спектакль оставил необычайно радостное впечатление.
Несмотря на зарядивший в конце проливной дождь, уезжать из Савонлинны не хотелось. Но на фестиваль можно и вернуться: следующий 2017 год, год столетия независимости Финляндии, обещает много интересного - две оперы финского композитора Аулиса Саллинена - «Куллерво» и «Замок на воде» (мировая премьера); Кирил Манолов, понравившийся в «Фальстафе», выступит, на сей раз, в заглавной партии в «Риголетто», собственной постановке фестиваля; а гостями следующего года станут Большой театр («Иоланта» и «Евгений Онегин») и мадридский Театр Реал.