Последнее
обновление
21.01.09

Журнал любителей искусства

Большой зал Санкт-Петербургской филармонии в декабре: юбилей Темирканова и фестиваль «Площадь искусств»

Фото Вл.Постнов

В декабре в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии совместились сразу два события, которые трудно было воспринять по отдельности: празднование юбилея Юрия Темирканова и ежегодный фестиваль «Площадь искусств», который в этот раз прошел несколько раньше (закрытие состоялось не в православное, а в католическое Рождество).
Собственно события стали разворачиваться, начиная с 10 декабря – Дня рождения маэстро, когда на пресс-конференцию в Гранд-отель «Европа» собрались не только журналисты, но и все те, кто хотел поздравить Юрия Хатуевича.
В самих поздравлениях и подарках содержался элемент сюрприза для самого юбиляра, который просто признался: «Я вас всех очень люблю». Собственно весь декабрь и явился ответным признанием Юрию Хатуевичу Темирканову в любви от самых разных людей и организаций со всех концов земного шара.
Публичным, транслировавшимся на всю страну выражением этой любви стал, в первую очередь, гала-концерт, посвященный юбилею маэстро. Двумя филармоническими оркестрами дирижировали Марис Янсонс, Николай Алексеев и Александр Дмитриев, с ними поочередно выступали солисты - Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Юрий Башмет, Сергей Лейферкус, Элисо Вирсаладзе, Гидон Кремер, Вадим Репин, Денис Мацуев и Саяко Сёдзи. Услышать этих выдающихся мастеров в одном концерте – редкий шанс, поэтому цены на билеты были непривычно высокими даже для концертов звезд. Для всех, кто не смог побывать на концерте, на канале «Культура» была организована его трансляция. Однако не только за художественными впечатлениями ходят на подобные концерты (хотя они конечно были), но и за особой праздничной атмосферой, которую обеспечивают неожиданность программы и сюрпризы, подготовленные для юбиляра. Такими сюрпризами стали музыкальные опусы, посвященные Темирканову, и впервые исполненные на концерте. Это увертюра «Виват!» Родиона Щедрина и специально заказанное Марисом Янсонсом к юбилею Попурри для симфонического оркестра, в котором прозвучали музыкальные темы, связанные с биографией и творческими пристрастиями Темирканова.

Юрий Темирканов

Юрий Темирканов
Фото Вл.Постнов

На этом концерте Темирканов сидел в ложе вместе с Валентиной Матвиенко и, несмотря на ожидания публики, к оркестру не вышел. Ему предстояло открывать начинавшийся через два дня фестиваль «Площадь искусств». Этот концерт, тоже транслировался по каналу «Культура».
«Площадь искусств» проходит в этом году уже в 9 раз и завоевал свою слушательскую аудиторию во многом благодаря приверженности классике и лучшим именам музыкального олимпа. Эту позицию и фестиваль и его художественный руководитель Юрий Темирканов выдерживают очень последовательно и достойно. Хотя участниками фестиваля являются все учреждения культуры, находящиеся на площади, – помимо Филармонии Русский музей, Михайловский театр, а с этого года еще Театр музыкальной комедии – главенствуют, конечно, музыкальные программы, проходящие в Большом зале.
Концерт открытия (Заслуженный коллектив Росси, дир. Ю. Темирканов, солист Е.Кисин) послужил своеобразным эпиграфом к остальной программе фестиваля: Брамс (на концертах фестиваля к 175-летию композитора прозвучали все его симфонии и инструментальные концерты) и Прокофьев (русская музыка всегда занимает на «Площади искусств» значительное место). Высочайший уровень исполнительства тоже отличительная черта всех 9 фестивалей, на концертах не бывает случайных имен, хотя один из них по традиции отдается молодым музыкантам (в этом году итальянский дирижер Даниэле Рустионе, певицы Динара Алиева и Ольга Балашова, скрипач Валерий Соколов и пианист Сергей Каспаров).
Евгений Кисин

Евгений Кисин
Фото Вл.Постнов

У меня сложилось впечатление, что если Евгений Кисин и выступает изредка в России, то только с Темиркановым на «Площади искусств». Тем ценнее эти редкие выступления. В нынешний приезд пианист играл Первый фортепианный концерт Брамса, а на бис Ноктюрн Шопена. В случае с Кисиным память все время играет с нами дурную шутку: мы постоянно пытаемся воспринять его сквозь призму образа ребенка-вундеркинда в пионерском галстуке. Но он давно превратился в одного из самых интересных пианистов современности (вспомним, что еще в 16 лет Караян назвал его гением). Вот и в этот раз Кисин представил глубокого и мужественного Брамса и поэтичного и философского Шопена.
Во втором отделении необыкновенно ярко прозвучали фрагменты балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в исполнении Филармонического оркестра под управлением Темирканова. Хоть и помнишь эту музыку практически наизусть, в исполнении Темирканова она каждый раз звучит необычайно свежо, как будто впервые. Жаль, что концерт открытия стал единственным (хоть и необыкновенно праздничным) выступлением маэстро на нынешней «Площади искусств», очень хотелось услышать Четвертую симфонию Брамса в его интерпретации.
Фестиваль дал возможность сравнить между собой все три лучших российских оркестра, попавших в список 20 лучших по версии журнала «Граммофон» - наш филармонический Заслуженный коллектив России, Симфонический оркестр Мариинского театра и Российский национальный оркестр.
Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, конечно, имеет свою концертную площадку – «Маринку-3», и все же их появления в Большом зале ждали многие. В программе была Пятая симфония Малера. Валерий Гергиев по праву может называть себя малеровским дирижером: он не только имеет все симфонии композитора в своем репертуаре, но и регулярно исполняет самую сложную экстатическую 8 симфонию (сложную и с философской и с чисто организационной точки зрения – не даром ее называют «Симфонией тысячи участников», да и душевные силы на ее исполнение надо потратить немалые). Так что выбор Малера для своего возвращения на филармоническую эстраду после перерыва был для маэстро не случаен, и слушатели предвкушали наслаждение от прекрасного исполнения. Но предвкушение всегда чревато тем, что в сознании возникает прообраз будущего исполнения, и слушатель страстно желает яркого живого его воплощения. Какой будет Пятая у Гергиева? Казалось, сразу же в душевно обнаженных первых двух частях он обрушит на слушателя поток почти запредельных у Малера эмоций. Но Гергиев взял непривычно медленные темпы, заставившие уйти от штампа, сложившегося в мозгу, и заново проживать и переживать музыкальную ткань симфонии. Даже знаменитое Adagietto прозвучало медленнее, чем обычно, и при этом Пятая слушалась на одном дыхании. Заново «вглядываться» в симфонию помогало прекрасное прозрачное звучание оркестра. После таких исполнений хочется немного помолчать, посидеть в тишине. Собственно это и произошло, когда отзвучала музыка. Бурные аплодисменты были уже потом.
Российский национальный оркестр под управлением своего бессменного художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнева играл Брамсовскую программу (Концерт для скрипки и виолончели, солисты – Д.Берлинский, А.Князев и Первую симфонию). Достаточно молодой коллектив (он был создан в 1990 году) стал одним из самых именитых оркестров России и по праву заслуживает свою высокую репутацию. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии по-прежнему остается центром симфонической музыки, и радостно, что на фестивале выступили лучшие симфонические коллективы России.