English   Русский

Журнал любителей искусства

Вручение первой Национальной оперной премии «Онегин»

Премия Онегин - Диляра Идрисова

Премия "Онегин". Диляра Идрисова
Фото Евгений Москвин

Удивительно, но среди отечественных творческих премий в различных сферах искусства до сих пор не существовало отдельно оперной «цеховой» награды. Новорожденная Первая Национальная оперная премия «Онегин» пока пребывает в стадии детско-юношеского становления. Со всеми плюсами и минусами.

Из плюсов – не замыленный взгляд на современное состояние отечественного оперного театра жюри во главе с профессионалом, интеллектуалом и Человеком, Народным артистом России Сергеем Лейферкусом. К минусам, вполне объяснимым для начала любого дела, можно отнести слабую освещённость данного мероприятия в СМИ, скромность исполнительского состава и режиссёрскую неуклюжесть заключительного концерта-награждения.

Впрочем, в этой почти домашней обстановке в Александринском театре, чей изысканно исторический интерьер в сочетании с почти камерным пространством зала и сцены дарит ощущение избранности и уюта, была своя, чисто Петербургская прелесть.

Церемонию вели Нара Ширалиева, очаровательное лицо телеканала «Культура», и обаятельный петербургский шоумен Александр Малич. Весь вечер находился на сцене, сопровождая выступления, Международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Назовём же имена первых лауреатов:

Номинация «Легенда» — Народный артист СССР Владимир Андреевич Атлантов

Номинация «Дебют» (мужской) — Борис Степанов, Тамино, «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, Михайловский театр, Санкт-Петербург

Номинация «Дебют» (женский) — Диляра Идрисова, Иола, «Геракл» Г.Ф. Генделя, Башкирский государственный театр оперы и балета, Уфа

Номинация «Мастер сцены» — Игорь Горностаев, Лепорелло, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, Воронежский государственный театр оперы и балета

Алексей Татаринцев, Рудольф, «Богема» Дж. Пуччини, Театр «Новая опера», Москва

Номинация «Гость» — Липарит Аветисян, Дон Хосе, «Кармен» Ж. Бизе, спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета; Кавалер Де Грие, «Манон» Ж. Массне, в спектакле Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Номинация «Состав» — «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Номинация «Событие» — антивоенная опера «Брундибар» памяти жертв трагедии в Беслане при участии Владимира Познера, Национальный Государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Номинация «Театр» — Астраханский государственный театр оперы и балета

Номинация «Душа оперы» — Ирина Михайловна Кузьмина, руководитель миманса Михайловского театра, Санкт-Петербург

Номинация «Концертмейстер» — Ирина Юрьевна Соболева, концертмейстер Мариинского театра, Санкт-Петербург

Номинация «Меценат» — Компания «Буарон»

Специальный приз «Радио России»»

Специальный приз журнала «Музыкальная жизнь» присужден Алексею Татаринцеву

Специальными призами жюри отмечены: Артем Гарнов, Иоканаан, «Саломея» Р. Штрауса, Театр «Новая опера», Москва

Крымская государственная филармония за постановку комической оперы Дж. Перголези «Служанка-госпожа» на сцене Русского академического драматического театра им. М. Горького

«Молодая гвардия» по мотивам одноимённой оперы Юлия Мейтуса, Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

Премия Онегин - Диляра Идрисова

Премия "Онегин". Владимир Атлантов получает премию от Владимира Галузина
Фото Евгений Москвин

Безусловно, смысловым акцентом вечера, его приманкой для посвящённых стало появление в финале действительно живой Легенды оперы, Владимира Андреевича Атлантова. Коренной петербуржец, сохранивший влюблённость и преданность родному городу, не смотря на долгие годы службы в московском Большом театре и более двадцати лет жизни в Вене, прилетел на два дня, чтобы получить из рук Владимира Галузина бронзовую статуэтку Онегина. Кстати, Владимир Андреевич некогда мечтал быть баритоном.

Так достойно и элегантно выглядеть и держаться в «апостольском» возрасте дано немногим. Появление маэстро Атлантова в антракте в фойе собрало несколько десятков желающих сфотографироваться с «Легендой» и получить его автограф. Удивлённый юностью поклонников мэтр спрашивал: «Дети, откуда вы меня знаете?» Не все нарядные барышни, судя по выражению их лиц, понимали толком, что седой благородный профессор в очках – великий тенор, заставлявший сильнее биться сердца их мам и даже бабушек. Молодёжь скорее интуитивно почувствовала магию большой личности, притяжение самой Истории.

Упругой моложавой походкой поднялся Владимир Атлантов на сцену в заключение вечера, его ответная речь была краткой: «Очень приятно, что у нас здесь в Санкт-Петербурге происходит это столь значимое событие. Хотелось бы пожелать этой премии качественного наполнения в дальнейшем. Настоящего качества – серьёзного, глубокого и требовательного. Потому что за этим стоят судьбы начинающих, молодых и опытных певцов. Это первая оперная премия в России. И хотелось бы, чтобы она благополучно развивалась в своей значимости и освещении всего того, что происходит в связи с вручением этой премии. Я не знаю, где эта идея родилась, в Москве или в Санкт-Петербурге, но это очень благородная, нужная и своевременная идея. Я поздравляю всех зачинщиков этого события.

А по поводу «Легенды» вот что хочу сказать. Понимаете, легенда делается не в конце творческого пути. Легенда как раз начинает рождаться и пробивает себе дорогу с первых шагов любого певца или певицы на сцене. Это как эхо всего того, что ты успел сделать, спеть за свою жизнь, издать эти звуки. Вот то, что произошло тогда, становится теперешним событием.

Я хочу пожелать всем здоровья, мужества, удачи на этом очень трудном творческом пути. Чтобы те желания, те стремления, которые закладывают в своём исполнительском мастерстве, осуществлялись в полной мере и так, как каждому хотелось бы».


Нерастраченная харизма Владимира Атлантова заслонила все недочёты предыдущих концертных номеров. Даже финальный выход явно усталых от долго ожидания юных посланцев Капеллы им.Глинки с дежурными на всех чествованиях Куплетами Трике, подтекстованных про «Атлантов, звезда –навсегда» обернулся символическим рукопожатием на прощанье каждого из семи мальчиков Владимиром Андреевичем. Кто знает, может из стен его «альма матер» и в 21-м веке выйдет новый чудо-тенор? И юбилейная 50-я номинация «Легенда оперы» будет вручена ему?