Журнал любителей искусства

«Норма» Беллини на Зальцбургском фестивале: шедевр бельканто превратился в психологическую драму

Фото © Wolfgang Lienbacher

«Когда Бог и человек встречаются, происходит трагедия», - гласит мотто нынешнего Зальцбургского летнего фестиваля, и эта фраза вполне приложима к опере Беллини «Норма», в центре которой столкновение любви и обязательства, как перед Богом, так и перед отчизной, и перед своим народом, и перед человеком. Абсолютно звездный состав певцов, исполнивший оперу в Большом фестивальном доме, превратил шедевр бельканто в потрясающую психологическую драму.

Впрочем, не то ли имел в виду и сам Беллини, написавший: «Опера должна заставлять нас плакать, содрогаться и умирать через пение». Композитор считал «Норму» своим лучшим творением, и, тем не менее, ее первое представление превратилось в фиаско, несмотря на лучший из возможных составов исполнителей. Ныне опера считается вершиной бельканто и романтизма одновременно, но по-прежнему предъявляет к составу исполнителей высочайшие требования. Именно на признанных звезд и их харизму и была сделана ставка в концертном исполнении нынешней зальцбургской «Нормы». Ибо что такое харизма? Джойс Ди Донато в интервью определила ее как личность певца, просвечивающая в исполняемых им ролях. Но этой личности современный оперный режиссерский театр, как правило, проявиться не дает. Поэтому и становятся у публики все более популярными концертные исполнения и semi-stage. Не исключение нынешняя «Норма» - билеты на нее исчезли еще весной, чуть ли не раньше всех.

Эдита Груберова. Фото © Wolfgang Lienbacher

Если же говорить об исполнителях, то «Норма», безусловно «женская» опера, и ее успех напрямую зависит от того, кто поет главную партию. Эдита Груберова признанная prima donna assoluta не знает равных в исполнении музыки бельканто, Норма для нее стала в последние годы одной из знаковых ролей, хотя певица обратилась к ней достаточно поздно - лишь в 2003 году. А дебют Груберовой в Зальцбурге состоялся в 1974 (!) в партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» под управлением Герберта фон Караяна. В нынешнем исполнении «Нормы» певица подтвердила свой статус легенды с блеском, заставив публику аплодировать стоя и не отпускать ее даже после ухода оркестра. И причина не только в блеске колоратурных пассажей, а в собственной харизме, индивидуальности (вплоть до маннеризма), вложенной певицей в эту партию. Не только знаменитая “Casta Diva”, но каждая фраза речитатива становилась в ее исполнении откровением мятущейся женской души, разрывающейся между любовью к Поллиону, детям, ревностью и долгом перед своим народом и религией. Но все же вершиной концерта стали дуэты Груберовой с Джойс Ди Донато, которая вперые в своей карьере исполнила партию Адальжизы. Певица, безусловно, является лучшим на сегодняшний день колоратурным меццо в мире и остается лишь удивляться тому, что это ее первое появление в оперной программе Зальцбургского фестиваля и второе на фестивале вообще. Ее исполнение заставляло вспоминать легендарных див прошлого, наслаждаясь самой звуковой материей и воплощенным в музыке эстетическим идеалом. Но что удивительно для концертного исполнения, да еще оперы бельканто, при отсутствии явного semi-stage исполнители безусловно внесли в концерт его элементы, что сделало оперу удивительно живой и близкой слушателю.

В нынешней «Норме» состоялся еще один дебют: партию Оровезо впервые в своей карьере спел Феруччио Фурланетто. Певец очень избирательно относится к тому, что он поет, и в одном из интервью признался, что на участие в «Норме» согласился лишь из особого отношения к Зальцбургскому фестивалю. Действительно, Фурланетто принимал участие в 17 фестивалях, а общее число его выступлений приближается к сотне, причем все в знаковых, центральных ролях. Партию Оровезо, конечно, не сравнить с Филиппом II или Дон Жуаном, но и в нее певец вложил свою неповторимую индивидуальность: темный по тембру, легко заполняющий огромный зал Фестпильхауса голос певца нес непреложность финального вердикта верховного жреца. Фурланетто буквально царил над оркестром и хором.

В роли Поллиона выступил известный сицилийский тенор Марселло Джордани, который поет и Верди, и веристов, и бельканто. И хотя в целом, специалистом по бельканто Джордани не назовешь, он уверенно справился с партией (гораздо убедительнее он был во время второго исполнения) и запомнился приятным тембром голоса и округлым мягким звучанием.

Фридрих Хайдер очень тонко и чутко продирижировал Зальцбургской Камератой, умело выстраивая ансамбли и чутко аккомпанируя певцам.

Остается лишь сожалеть о том, что «Норма» прозвучала на фестивале лишь дважды.

Вера Степановская