Журнал любителей искусства

Риккардо Мути исполняет «Ивана Грозного» Прокофьева

Фото © Silvia Lelli

Русская музыка не слишком широко представлена в программах нынешнего Зальцбургского фестиваля, тем интереснее то, что для своих трех концертов с Венским филармоническим оркестром Риккардо Мути выбрал ораторию «Иван Грозный» Прокофьева. В исполнении приняли участие Венский филармонический оркестр, Хор Венской оперы, Хор мальчиков Зальцбургского фестиваля, Ян-Йозеф Лейферс, Жерар Депардье, Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков.

Здесь нужно заметить, что каждый концерт Венского филармонического - резидентного оркестра на фестивале - имеет знаковый характер и составляет стержень концертной программы вообще. В этом смысле выбор «Ивана Грозного» и вовсе представляется удивительным. Прокофьев, конечно, был гениальным композитором кино, обладавшим уникальным талантом «переводить» визуальный ряд в музыку, не становясь при этом иллюстративным. Сам он обработал для симфонической эстрады лишь две свои «кинопартитуры»: «Поручика Киже» и «Александра Невского». Ситуация же с «Иваном Грозным» оказалась гораздо сложнее. Фильм был задуман Эйзенштейном как трилогия, но лишь Первая и Вторая часть были завершены. Над фильмом начали работать в 1942 году, в сложных условиях эвакуации Мосфильма в Алма-Ату. Как и предыдущие работы режиссера, «Грозный» нес в себе большой заряд политической пропаганды, где «оправдание» и прославление русского царя было своеобразной данью культу личности Сталина. Впрочем, и с этим не так все просто. Первая часть фильма была воспринята политическими кругами на ура и широко демонстрировалась в прокате, а вот вторая – не увидела света до 1958 года, когда и Эйзенштейна, и Прокофьева, и Сталина уже не было в живых. Собственно поэтому не была завершена Третья часть (сохранились лишь ее фрагменты), а композитор так и не создал аналога «Ивана Грозного» для концертной эстрады. Заслуга в создании оратории принадлежит советскому композитору и дирижеру Абраму Стасевичу, который записывал эту музыку и для фильма, а позже «собрал» концертную партитуру, некоторые эпизоды исключив совсем, другие переставив местами, добавив Чтеца. Эта-то версия «Грозного» и прозвучала впервые в 1962 году и стала исполняться во всем мире. Она же была исполнена и на фестивале.

Фото © Silvia Lelli

Риккардо Мути, безусловно, принадлежит к плеяде великих дирижеров, что еще раз доказал зальцбургский концерт. «Иван Грозный» - сложная для исполнения партитура, опасная именно своим распадением на «куски», отдельные этпизоды и утратой целого. Но уже с первых тактов увертюры, ее динамики, жестких темпов возникло ощущение удивительной формальной собранности и целостности, при идеальной прозрачности и графичности оркестра. Когда же вступил хор «Туча грозная поднимается…», с идеальной дикцией и фразировкой – возникло ощущение присутствия на выдающемся исполнении. Существует точка зрения, что русскую ораториальную музыку должны исполнять лишь русские хоры. Хор Венской оперы (главный хормейстер Томас Ланг) развеял это представление – каждое слово было понятно и четко «выговорено», а само звучание мягко, благородно и округло.

Интересно, что на «разговорные» роли Мути пригласил западных артистов, а на «вокальные» - русских. И это было очень интересное сочетание. Роль Чтеца исполнил Ян Йозеф Лейферс – актер кино и телевидения, хорошо известный в Германии и Австрии. Родившийся и выросший в социалистическом Дрездене и, по-видимому, изучавший русский язык. Он продемонстрировал практически идеальное им владение. Небольшой акцент не только не мешал, а казалось даже добавлял что-то к роли. Если говорить о языке, то Жерар Депардье, исполнивший роль Ивана Грозного, владел языком гораздо хуже, но как же интереснен был русский царь в его интерпретации, каких противоречий исполнен. Никакой цельности в этом образе не было, Депрдье мог выкрикнуть хрипло: «На Казань!», быть умоляющим и вкрадчивым, грозным и сомневающимся. И эта яркая индивидуальность актера как бы вступала в задуманный Мути контрапункт с концептуально жестким и четким музыкальным прочтением.

Если Риккардо Мути ведал интеллектуально-духовным, то голос Ольги Бородиной, тембрально богатый и чувственный, нес в себе воплощение русской женской души. Хорош был и Ильдар Абдразаков – Федор Басманов – в небольшом эпизоде «Хора опричников».

Концерт закончился стоячими овациями, а кто-то из зала начал закидывать исполнителей белыми розами...

Вера Степановская