Концерт к 100-летию Оливье Мессиана
в Концертном зале Мариинского театра
Оливье Мессиан
Photo from the private collection of Nigel Simeone
oliviermessiaen.net
Столетие французского композитора празднуется (пишу в настоящем времени, так как концерты продолжаются) в Санкт-Петербурге необыкновенно широко. Имя Мессиана присутствует в афишах, и Большого зала Филармонии, и Концертного зала Мариинского театра, и Капеллы. Радует то, что концерты эти вызывают неподдельный интерес у слушателей. Привлекает не только музыка, но и личность французского классика 20 столетия, причисленного католической церковью к лику святых и явившегося учителем целой плеяды современных композиторов, совершенно не похожих друг на друга по языку и облику (стоит назвать лишь Ксенакиса, Штокхаузена и Булеза).
Программа концерта в Маринском-3 давала достаточно целостное представление о музыке Мессиана, так как были исполнены его этапные произведения. Интересно, что в первом отделении прозвучало, наверное, самое известное камерное произведение композитора – «Квартет на конец времени», написанный и исполненный впервые в концентрационном лагере, где тогда находился Мессиан. Причем состав инструментов квартета был предопределен имеющимися исполнителями (скрипка, кларнет, фортепиано и виолончель), сам Мессиан исполнял партию фортепиано. Квартет стал потрясающим документом эпохи, и при этом размышлением глубоко верующего человека над строкой Апокалипсиса о том, что «времени больше не будет». Квартет не о политике, не о войне и ее лишениях, а о видении Христа и радости постижения Бога в час самого страшного испытания.
Афиша первого исполнения
«Квартета на конец времени»
Photo from the private collection
of Nigel Simeone
oliviermessiaen.net
Сила этого программного произведения (в квартете 8 частей, каждая из которых имеет свое название - первая часть квартета называется «Литургия кристалла», а завершает сочинение «Хвала Бессмертию Иисуса») не ослабла и сегодня. На концерте квартет прозвучал в исполнении Кирилла Терентьева (скрипка) – концертмейстера Мариинского оркестра, Олега Сендецкого (виолончель), Ивана Столбова (кларнет) и Энтони Бонамичи (фортепиано).
Второе отделение концерта заняла «Турангалила». Название этой симфонии известно каждому слушателю хоть мало-мальски знакомому с историей музыки 20 века, но зачастую лишь название. Сам Мессиан говорил, что выбрал это название и за его звучание и за смысл («тугранга» - это понятие близкое по значению к нашему пониманию ритма, это время бегущее, подобно галопирующей лошади, а «лила» - это жизненная сила, созидающая и разрушающая, танец любви и смерти в космосе). Программа симфонии связана и с вечным сюжетом о Тристане и Изольде и входит в так называемую «Трилогию Тристана». Исполнение этой симфонии представляет огромные трудности и для оркестра, и для дирижера. Во-первых, из-за необычного состава оркестра: огромная ударная группа, труднейшая партия фортепиано и редкие инструменты (специально для исполнения «Турангалиллы» в Маринку привезли «волны Марено» - необычный электрический инструмент), во-вторых, симфония достаточно велика по объему (около 75 минут), состоит из 10 частей и требует от дирижера колоссальной эмоциональной самоотдачи. Тем большую благодарность хочется выразить Валерию Гергиеву, с блеском осуществившему это исполнение.
«Турангалила»
Фото Наташи Разиной
Исполнение «Квартета на конец времени»
Фото Наташи Разиной