Последнее
обновление
24.01.09

Журнал любителей искусства

Концерт к 100-летию Оливье Мессиана
в Концертном зале Мариинского театра

Оливье Мессиан

Оливье Мессиан
Photo from the private collection of Nigel Simeone
oliviermessiaen.net

Столетие французского композитора празднуется (пишу в настоящем времени, так как концерты продолжаются) в Санкт-Петербурге необыкновенно широко. Имя Мессиана присутствует в афишах, и Большого зала Филармонии, и Концертного зала Мариинского театра, и Капеллы. Радует то, что концерты эти вызывают неподдельный интерес у слушателей. Привлекает не только музыка, но и личность французского классика 20 столетия, причисленного католической церковью к лику святых и явившегося учителем целой плеяды современных композиторов, совершенно не похожих друг на друга по языку и облику (стоит назвать лишь Ксенакиса, Штокхаузена и Булеза).

Программа концерта в Маринском-3 давала достаточно целостное представление о музыке Мессиана, так как были исполнены его этапные произведения. Интересно, что в первом отделении прозвучало, наверное, самое известное камерное произведение композитора – «Квартет на конец времени», написанный и исполненный впервые в концентрационном лагере, где тогда находился Мессиан. Причем состав инструментов квартета был предопределен имеющимися исполнителями (скрипка, кларнет, фортепиано и виолончель), сам Мессиан исполнял партию фортепиано. Квартет стал потрясающим документом эпохи, и при этом размышлением глубоко верующего человека над строкой Апокалипсиса о том, что «времени больше не будет». Квартет не о политике, не о войне и ее лишениях, а о видении Христа и радости постижения Бога в час самого страшного испытания.

Афиша первого исполнения «Квартета на конец времени»

Афиша первого исполнения
«Квартета на конец времени»
Photo from the private collection
of Nigel Simeone
oliviermessiaen.net

Сила этого программного произведения (в квартете 8 частей, каждая из которых имеет свое название - первая часть квартета называется «Литургия кристалла», а завершает сочинение «Хвала Бессмертию Иисуса») не ослабла и сегодня. На концерте квартет прозвучал в исполнении Кирилла Терентьева (скрипка) – концертмейстера Мариинского оркестра, Олега Сендецкого (виолончель), Ивана Столбова (кларнет) и Энтони Бонамичи (фортепиано).

Второе отделение концерта заняла «Турангалила». Название этой симфонии известно каждому слушателю хоть мало-мальски знакомому с историей музыки 20 века, но зачастую лишь название. Сам Мессиан говорил, что выбрал это название и за его звучание и за смысл («тугранга» - это понятие близкое по значению к нашему пониманию ритма, это время бегущее, подобно галопирующей лошади, а «лила» - это жизненная сила, созидающая и разрушающая, танец любви и смерти в космосе). Программа симфонии связана и с вечным сюжетом о Тристане и Изольде и входит в так называемую «Трилогию Тристана». Исполнение этой симфонии представляет огромные трудности и для оркестра, и для дирижера. Во-первых, из-за необычного состава оркестра: огромная ударная группа, труднейшая партия фортепиано и редкие инструменты (специально для исполнения «Турангалиллы» в Маринку привезли «волны Марено» - необычный электрический инструмент), во-вторых, симфония достаточно велика по объему (около 75 минут), состоит из 10 частей и требует от дирижера колоссальной эмоциональной самоотдачи. Тем большую благодарность хочется выразить Валерию Гергиеву, с блеском осуществившему это исполнение.

В.С.

«Турангалила»

«Турангалила»
Фото Наташи Разиной

Исполнение «Квартета на конец времени»

Исполнение «Квартета на конец времени»
Фото Наташи Разиной