Смотрим в будущее с надеждой

Mirjam Helin Competition 2019

Международный вокальный конкурс Мирьям Хелин (Mirjam Helin Competition) проходит раз в пять лет в Хельсинки и имеет солидную репутацию: среди его победителей и лауреатов Элина Гаранча, Рене Папе, Юлия Лежнева, Владимир Чернов и Екатерина Губанова. Восьмое издание конкурса не обошлось без российских певцов: лауреатом второй премии среди женщин стала солистка театра «Зазеркалье» Ольга Черемных. У мужчин победителем стал самый молодой участник конкурса Стефан Астахов, родившийся в Москве, а ныне проживающий в Германии.

Конечно, финал конкурса, куда выходят восемь певцов – 4 мужчины и 4 женщины (премии присуждаются здесь раздельно) – является лишь вершиной айсберга, которой предшествует сложная система отбора. Всего на конкурс было подано 400 видеозаявок (с двумя песнями и одной арией), из них отобрали 62, но кто-то не смог приехать, так что в первом туре приняли участие 46 певцов (20 национальностей, представлявших около 40 стран), во втором – 20, и, наконец, 8 - в финале. Программа конкурса непроста, где чуть ли не большая ее часть (I и II туров) состоит из камерного репертуара, кроме того надо исполнить арию из барочной оратории, а общая оценка в финале учитывает выступления на всех трех стадиях. Возраст конкурсантов ограничен 30 годами у женщин и 32-мя у мужчин. Еще одна особенность в том, что в жюри входят исключительно певцы. В этом году - Йорма Сильвасти (председатель), Вальтрауд Майер, Кири Те Канава, Веселина Казарова, Олаф Бэр (лауреат одного из первых конкурсов), Бен Хаппнер, Франсуа Леру и Дебора Полански. Интересно, что члены жюри провели открытые мастер-классы, отобрав несколько участников, не вышедших в финал, для работы над одним из произведений конкурсной программы. И участники, и вокалисты, и публика с увлечением следили, как Дебора Полански работает над песней Рихарда Штрауса, Олаф Бэр над «Сном» Эльзы из «Лоэнгрина», а Веселина Казарова над арией Лючии из оперы Доницетти.

Третий тур прошел при аншлаге в главном зале Музиккатало, финалистам аккомпанировал Оркестр Финского радио под управлением Ханну Линту. Состав вокалистов был по-настоящему международным: лишь один финский певец дошел до финала – бас Юсси Юола, он и открывал концерт. Публика принимала «своего» участника очень тепло, однако ему не хватило раскованности в «Арии со списком» Лепорелло, а голос звучал по-баритональному облегченно, однако в арии Ганса Сакса певец как будто переключил регистры, продемонстрировав гораздо более интересное звучание. Он стал лауреатом IV премии у мужчин. Надо сказать, что в целом, финалисты, за редким исключением не продемонстрировали больших голосов, что повлияло и на выбор репертуара: по одной арии Вагнера и Верди, ни одной – Пуччини. Зато стилистически практически все были хороши. Южноафриканское сопрано Палеса Мальелоа – тоже IV премия - продемонстрировала прекрасные верхи и небольшой, но красивый голос в ариях из опер Гайдна и Стравинского, столкнувшись с некоторыми техническими трудностями в нижнем регистре. Еще большие технические проблемы были у бывшей сопрано кореянки Тии Ан, перешедшей в меццо-сопрановый репертуар год назад. Однако голос остался где-то между: и не сопрано, и не меццо. Она пела арию Октавиана из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса и Золушку из одноименной оперы Россини, над которыми еще стоит поработать.

Интересным показался американский баритон Брайан Мюррей (III премия): и по технической оснащенности, и по выбору нестандартного репертуара – арии из «Города мертвых» Корнгольда и «Гальки» Монюшко. Итальянско-венесуэльский контратенор Родриго Соза даль Поццо (II примия) решил блеснуть оригинальностью, выбрав «Мертвое поле» из кантаты Прокофьева «Александр Невский», продемонстрировав полный контральтовый голос, но все равно было неожиданно видеть мужчину, исполняющего эту чисто женскую по своему содержанию арию. Вторым номером у него шла гораздо более ожидаемая ария Ринальдо из одноименной оперы Генделя. Кстати, он же получил диплом за лучшее исполнение обязательного финского произведения во II туре.

Ольга Черемных
Фото © Опера+

Шведская сопрано Йоханна Валрот выбрала для своей программы арии Анну Трулав из «Похождения повесы» Стравинского и Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно. Не обладая большим голосом, она тем не менее покорила публику и жюри точностью, безупречной техникой и пониманием стилистики. Это было блистательное исполнение сложившейся артистки с вниманием, уделенным каждой детали. В итоге, она и получила I премию, немного обойдя российскую участницу финала – Ольгу Черемных. Ольга была единственной, кто пел Верди в финале – арию Медоры из «Корсара», второй героиней стала Марфа из «Царской невесты» (была исполнена сцена ее сумасшествия). Солистка театра «Зазеркалье» продемонстрировала прекрасный большой голос (возможно, единственный по-настоящему оперный из всех участников финала). При этом чувствовалось, что потолок далеко еще не достигнут, певица обладает большим потенциалом. Работая в «Зазеркалье» и участвуя в популярном петербургском open-air «Опера всем», она смогла подготовить приличный репертуар и вырасти вокально. Пять лет назад она уже подавала заявку на этот конкурс, но не отобралась в финальную часть. Интересно будет и дальше следить за певицей: оправдает ли она наши ожидания (а она произвела впечатление на многих). Если да, то ее ожидает большая карьера. Кстати, у Конкурса Мирьям Хелин есть интересный проект: альтернативное жюри, состоящее из молодых певцов и музыковедов, которое открыто делится своими оценками выступления участников в специальном блоге и тоже расставляют места. Так вот они однозначно отдали Первую премию Ольге Черемных.

Обладателем Первой премии среди мужчин стал самый молодой из вокалистов – баритон Стефан Астахов. Певец, родившийся в Москве, обучающийся во Вроцлаве и работающий в Варшаве, представлял, в результате, Германию. Обладатель красивого природного голоса и харизмы, он подготовил серьезную программу, включавшую в I и II турах произведения Генделя, Рихарда Штрауса, Свиридова, Моцарта, Сибелиуса, Корнгольда, Форе, Шимановского, Мусоргского, Голдфадена и Пуччини. С видеозаписями исполнений можно познакомиться на сайте конкурса (также, как и с выступлениями остальных участников). Для финала им была выбрана Ария Билли из «Билли Бадда» Бриттена и Ария Фигаро из «Севильского цирюльника». Конечно, невозможно ожидать от 21-летнего певца, исполнения сложившегося артиста, но… большой потенциал был виден сразу и в финале конкурса, даже опуская два предыдущих выступления. В результате, жюри решилось довериться своей интуиции и сделать ставку на будущее, отдав Астахову I приз (хотя надо сказать, что все три вокалиста, занявшие первые три мужские премии были очень близки к I месту, с моей точки зрения).

stefan astakhov

Стефан Астахов
Фото © Опера+

После финала конкурса все его участники вылетели в Оулу для Гала-концерта: по традиции он проходит в одном из финских городов. Как сложатся судьбы финалистов в дальнейшем, засияют ли их звезды на мировом оперном небосклоне – остается лишь гадать, с надеждой смотря в будущее.