Журнал любителей искусства
Гюляра Садых-заде

ЛЮЦЕРН ВЫБИРАЕТ ЛУЧШИХ

Парад лучших оркестров мира и невероятная концентрация превосходных концертов – рецепт успеха летнего Люцернского фестиваля.

Пьер Булез
Фото: Priska Ketterer

Летний фестиваль в Люцерне по богатству, влиятельности и престижу всерьез соперничает с Зальцбургом, во всяком случае, по части концертных программ. По традиции, здесь делают ставку на оркестры и лучших исполнителей-солистов. Фактически, начиная с середины августа, Люцерн оттягивает на себя публику и крупные музыкальные силы, с каждым годом его мощь и притягательность растут.

Основанный в разгар Второй мировой войны Артуро Тосканини (в пику изрядно «покоричневевшему» Байройту), фестиваль изначально задумывался как оркестровый. Симфонические концерты составляют «хребет» афиши, обрастающей камерными и сольными концертами.

Ежегодно сюда, в один из самых романтичных и древних городов Швейцарии, съезжаются оркестровые «тяжеловесы» из Европы, Англии и Америки. Есть постоянные «гости»: первая тройка лидирующих оркестров Европы и пара лучших оркестров из США. А есть и «переменная часть», обеспечивающая разнообразие впечатлений и знакомство с новыми коллективами.

Бюджет фестиваля выдерживает такие расходы: двадцать, а то и двадцать пять коллективов выступают в Люцерне в течение 35 дней. Среди них, разумеется, есть местные оркестры: фестивальный оркестр Люцерна возглавляет Клаудио Аббадо, оркестр Люцернской фестивальной академии, специализирующейся на исполнении современной музыки, — Пьер Булез. Почти каждый год на фестивале показываются и цюрихский Тонхалле, и Базель-симфониетта, и оркестр «Швейцария-Романья» (в этом году они, например, исполняли грандиозные «Песни Гурре» Шенберга) – но это так, для удельного веса и общего числа. Мейнстрим фестиваля — это выступления Берлинских и Венских филармоников, а также амстердамского Концертгебау: к их приезду атмосфера состязательности накаляется, достигая пика. Еще бы, эти аристократы оркестрового исполнительства много лет удерживают верхние строчки в рейтинге, на их концерты билеты раскупаются уже к середине января, да и стоят немало.

Скажем, в этом году на фестивале выступил возглавляющий список Big five («Большая пятерка») оркестр номер один в США — Кливлендский симфонический, руководимый нежнейшим, интеллигентнейшим Францем Вельзер-Мёстом: австрийцем, равно уютно чувствующим себя как в оркестровой яме Венской оперы, так и на дирижерском подиуме в Цюрихе. Вслед за ним идет Лейпцигский Гевандхауз, с Риккардо Шайи.

Кульминация наступила, когда в Люцерн приехали подряд Берлинские филармоники с Саймоном Рэттлом и Концертгебау с Марисом Янсонсом. Тут уж меломанам впору было раздвоиться или расстроиться: одновременно с симфонической программой на фестивале разворачивалась и программа Alte Musik (Старинная музыка) и программа Moderne, куратором которой, вот уже 10 лет является Пьер Булез. Скажем, пока Рэттл «ваял» в Концертном зале KKL Четвертую симфонию Бетховена и Первую — Малера, в оперном театре Люцерна заливался соловьем и полоскал горло барочными фиоритурами контратенор Филипп Ярусский, в сопровождении поистине блистательного барочного ансамбля L’Arpeggiata.

На следующий день, параллельно с Берлинскими Филармониками, фантастически точно, с каким-то сверхъестественным мастерством сыгравшими оркестровые пьесы Веберна, Шенберга и Берга, в соседнем «Зале Люцерн» Пьер Булез с оркестром Академии изощрялся в исполнении опусов Стравинского, Элиота Картера и — вот что особенно жаль было пропускать! — «Лунного Пьеро» Шёнберга.

Клаудио Аббадо

Далее события разворачивались еще интереснее. В Люцерне впервые прозвучал новый Концерт для гобоя Родиона Щедрина: солировал Алексей Огринчук, дирижировал Марис Янсонс. А на следующий день он потрясающе эмоционально провел Третью симфонию Малера: его симфонический vision, дар вытаскивать на поверхность сокровенные смыслы партитуры проявился здесь чудесно ярко. В его дирижерской подаче музыки все чаще сквозит некое пророческое видение, словно ему дано прозревать то, что после него (и благодаря ему) увидит и поймет все человечество. Его интерпретация Малеровской симфонии была полна тревоги и света; словно трепещущий комочек плоти, осознал свою конечность, но возвысился над этим знанием и нашел в себе силы гордо шествовать по жизни, ценя каждое ее мгновение. Исполнение Янсонса транслировало идею преодоления в самом высоком смысле слова: преодоление смертного ужаса и торжество человеческого духа.

Люцернский фестиваль может себе позволить экстремальную концентрацию высококлассных музыкальных событий. Щедрая спонсорская подпитка идет от крупнейших швейцарских банков и предприятий, уж не говоря о поддержке города, кантона Люцерн и офиса Люцернского туризма, организации безумно влиятельной, ведь, в сущности, бюджет страны во многом, зависит от туризма.

Впрочем, не только деньгами определяется идеология, политика и богатое содержание Люцернского фестиваля. Не меньшее значение имеет и умный менеджмент. С тех пор, как на пост интенданта заступил Михаэль Хэфлигер (а случилось это в 1999 году) Люцернский фестиваль, поистине, обрел «второе дыхание». Резко возросло количество концертов. Фестивальная афиша стала куда более объемной, расслоилась по направлениям, жанрам, авторам и исполнителям. Хэфлигер ввел обычай «тематических» фестивалей. В этом году, например, темой летнего феста стал «Эрос». Он же учредил институт композиторов–резидентов (кто только не был резидентом в Люцерне, от Куртага до Такемицу и Франгиз Ализаде). Каждый год на фестивале объявляется artiste etoile — «звезда». Этим летом этой чести удостоилась Элен Гримо.

Изучая афишу фестиваля, можно уверенно определить актуальнейшие тренды в исполнительском искусстве и современной музыке, понять, кто нынче находится на гребне волны, кого уже потащило «вниз», а кто вообще выпал из колоды мирового музыкального истецблишмента. В этом смысле Люцернский фестиваль дает абсолютно непогрешимую и полную картину: так что гастроли в Люцерне Большого театра, с концертным исполнением «Евгения Онегина» можно считать весьма обнадеживающим фактором.



Концерты проходят в KKL — Концертно-выставочном комплексе на берегу Люцернского озера, воздвигнутом в 2000 году по проекту Жана Нувеля. В архитектурную концепцию заложена идея взаимопроникновения стихий: вода озера затекает в холл и бежит ручейками под стеклянным полом. Уникально решение крыши-козырька, выдвинутой на 111 метров. Акустические свойства Коцертного зала регулируются с помощью подвижных панелей-закрылок и навесного потолка, что позволяет с легкостью приспособить зал как для симфонических, так и для камерных и сольных концертов.

В скором времени интендант фестиваля Михаэль Хэфлигер намерен включить в орбиту художественных интересов фестиваля еще и оперу, и мультимедийные проекты. Проект уникального Salle Modulable находится на стадии разработки: уже выбрано место под строительство нового здания, в котором сценическое пространство будет возможно трансформировать под определенные сценические задачи простым нажатием кнопки . Salle Modulable станет площадкой для всевозможных экспериментов в области современного искусства, смежных жанров, а также учебно-просветительским центром.

Путешествовать по Швейцарии легко и приятно, если вы являетесь обладателем билета Swiss Pass. Этот билет дает право пользоваться всеми видами транспорта: поездами, автобусами, и даже очаровательными пароходиками и катерами, курсирующими по глади волшебно красивого Люцернского озера. Например, восхождение на гору Риги, в окрестностях Люцерна, можно совершить, проплыв на пароходике по озеру, затем продолжить поездку на специальном горном поезде или по подвесной канатной дороге. Из Люцерна можно съездить в Цюрих или Базель, всего час пути. Или прокатиться по всей Швейцарии, из конца в конец, наслаждаясь небывалым комфортом в вагонах с огромными окнами, любуясь видами на классических панорамных маршрутах: «Золотой перевал», экспресс «Бернина» или «Вильгельм Телль». Билет Swiss Pass на 4, 8, 15 или 22 дня можно купить по прилете, прямо в аэропортах Цюриха, Женевы и Базеля. Расписание всех поездов, автобусов и пароходов согласовано: швейцарская система путешествий работает, как часы.