Александр Князев играет «Гольдберг-вариации» на органе

Александр Князев

13 декабря в Капелле Александр Князев исполнит «Гольдберг-вариации» И.С. Баха на органе.

Александр Князев, один из самых харизматичных и феноменально одаренных музыкантов современности, покоривший ведущие сцены мира как великолепный виолончелист, также успешно выступает в амплуа органиста, а последние 3 года из любви к Моцарту сел за рояль. В 2010 году музыкант выступил на знаменитом фестивале Радио Франс в Монпелье с органной программой высшей сложности (Шесть Трио-сонат Баха), которая транслировалась на многие страны Европы. В Домском соборе Риги на знаменитом органе Walker А. Князев записал первые органные CD, в программу которых вошли «18 лейпцигских хоралов», прозвучавших в июне 2012 года в Доме музыки. Бах по-прежнему находится в центре внимания музыканта. «Я пытаюсь найти такое прочтение музыки Баха, которое в первую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем случае нельзя устраивать из нее «музей». На этот раз А. Князев решил обратиться к «Гольдберг-вариациям» в органной версии выдающегося французского органиста и композитора Жана Гийю. «Гольдберг-вариации» И.С. Баха – знаменитый клавирный шедевр эпохи барокко, который из-за сложности далеко не каждый пианист включает в свою программу, не говоря уже об исполнении этого творения на органе.

Впервые «Гольдберг-вариации» были опубликованы в 1741 году. Считается, что эти Ария и 30 вариаций были написаны по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга и получили название по имени его личного пианиста Иоганна Готлиба Гольдберга. Юному виртуозу надлежало исполнять их в ночные часы для дипломата, страдавшего от бессонницы. Не случайно в известном романе Джона Фаулза «Коллекционер» есть высказывание: «Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая щемяще прекрасная — невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем иным, только самой музыкой, такой удивительно красивой в лунном свете. Лунная музыка, светлая, далекая, возвышающая». Описание великого прозаика очень точно передает глубинную сущность «Гольдберг-вариаций», которая может быть выражена только в органном звучании.

Александр Князев родился в 1961 году в Москве, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А. К. Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. И. Козлова). Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, им. Г. Кассадо во Флоренции.

В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр Парижа, Токийский симфонический и NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Резиденц-оркестр Гааги, Нидерландский камерный, Симфонический оркестр имени Дж. Верди Милан), Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, оркестр «Виртуозы Москвы» и ансамбль «Солисты Москвы».

Как виолончелист Князев сотрудничал с именитыми дирижёрами, такими как: Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников; с замечательными солистами-инструменталистами, в числе которых: Жан Гийю, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Сергей Крылов, Денис Мацуев, Огюстен Дюме, Борис Березовский, Валерий Афанасьев, Михаил Воскресенский, Николай Луганский, Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Эдуард Оганесян, Пламена Мангова, Катя Сканави, Алёна Баева. Регулярно выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, а в последние годы — с Николаем Луганским и Вадимом Репиным. Концерты Александра Князева с успехом проходят во многих странах мира в таких престижных залах, как амстердамский Консертгебау, парижский зал Плейель и Театр Елисейских Полей, Дворец изящных искусств в Брюсселе, лондонские Wigmore Hall и Royal Festival Hall, зальцбургский Моцартеум, венские Musikverein и Konzerthaus, залы Рудольфинум в Праге, Аудиториум в Милане, Suntory Hall в Токио, а также в лучших концертных залах Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран.

Как органист Александр Князев много и успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В его органном репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, Шесть трио-сонат, «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации», Шесть сонат для скрипки и органа. Он не раз выступал в концертах с французским органистом Жаном Гийю, а также записал его «Концертную фантазию» для виолончели и органа (посвящена А. Князеву). В 2012 году возглавлял жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде.

В 2015 году Князев впервые выступил в Москве в качестве пианиста. На сцене Зала имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2» он сыграл Концерт № 13 для фортепиано с оркестром Моцарта в сопровождении Государственного академического камерного оркестра России под управлением А. Уткина. С тех пор Князев уже не раз выступал как пианист, в том числе с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением В. Федосеева, Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории под управлением А. Левина, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.

Концерт в Капелле 13 декабря даст возможность петербургской публике услышать Александра Князева на одном из лучших органов города, познакомится с его интерпретацией органных «Гольдберг-вариаций» в версии Жана Гийу.

Начало концерта в 19-00.