Последнее
обновление
26.08.09

Журнал любителей искусства

Музыкальный фестиваль в Графенегге

Йозеф Каллея и Паата
Бурчуладзе в сцене из "Фауста" Гуно

Йозеф Каллея и Паата Бурчуладзе
в сцене из "Фауста" Гуно
Фото © Werner Kmetitsch

20 августа открылся музыкальный фестиваль в Графенегге (Австрия). Пока это название не очень знакомо российским любителям музыки. Фестиваль существует третий год, и его программы, имена исполнителей заставляют отнестись к нему с самым пристальным вниманием.

Художественным руководителем фестиваля является известный во всем мире пианист Рудольф Бухбиндер. Недавно он приезжал в Санкт-Петербург, исполнив вместе с Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением Кристиана Тилеманна фортепианный концерт Грига. В интервью "Журналу любителей искусства" Бухбиндер отметил основные принципы фестиваля: сочетание известных исполнительских имен, эксклюзивных имен с атмосферой старинного парка и возможностью пикника на природе.

Действительно, фестиваль проходит в имении, принадлежащем потомкам Миттерниха, с замком 19 века, огромным пейзажным парком, озером... Специально для фестиваля здесь была построена открытая сцена Wolkenturm и концертный зал Аудиториум; обе площадки обладают прекрасной акустикой. Что касается приглашенных имен, то здесь Графенегг может соперничать с любым из лучших австрийских фестивалей. Расположение Графенегга очень удобно: он находится в 50 км от Вены, от Мюзикферайна на феситваль курсируют автобусы, а если учесть что в самой австрийской столице август - сравнительно "пустое" в смысле музыки время, неудивительно, что молодой фестиваль уже завоевал свою аудиторию.

Цена билета здесь сравнительно с другими фестивалями демократическая, можно посетить концерт и вовсе бюджетно - расположившись на траве вокруг сцены. Правда в случае дождя и переноса концерта в Аудиториум, эти категории билетов не учитываются.

Фото © Werner Kmetitsch

Но, к счастью, в день открытия царила прекрасная погода. Настроение омрачало лишь то, что Ферруччио Фурланетто, который должен был открывать фестиваль, из-за болезни не смог приехать в Графенегг и вместо него выступил Паата Бурчуладзе. Благодаря своему профессионализму, он смог в последний момент "вписаться" в уже сверстанную программу концерта, с блеском исполнив все басовые фрагменты. В концерте принял участие оркестр Нижней Австрии Тонкюнстлер - родной коллектив фестиваля - под управлением Андреса Ороско-Эстрады. Программа началась с увертюры к опере "Сила судьбы", потом арию Каварадосси из 1 действия "Тоски" и арию Макдуфа спел молодой мальтийский тенор Йозеф Каллея. Певцу всего 31 год, тем не менее он поет ведущие теноровые партии в крупнейших оперных театрах мира, приятный тембр, итальянская манера пения постепенно завоевывают ему поклоннико во всем мире. Восторженно встеречала его и публика Графенегга. Паата Бурчуладзе в первом отделении спел арию Гремина и Сцену смерти Бориса Годунова. Борис - для Бурчуладзе одна из коронных партий, фрагменты из этой оперы он исполнял и на праздновании своего пятидесятилетнего юбилея в Санкт-Петербурге. Исполняет он эту роль в русской традиции, с благородной сдержанностью. Однако именно второе отделение, где он пел Мефистофеля (в дуэте с Фаустом-Каллея) и на бис исполнил арию короля Филиппа из "Дона Карлоса" явились его подлинным триумфом. Не только голос певца звучит прекрасно во всех регистрах, хотелось бы отметить его актерское мастерство. Остается лишь удивляться, что Бурчуладзе довольно редко выступает и в России, и в Европе. В концерте оркестр исполнил также "Мефисто-вальс" № 1 Листа и "Danse macabre" Сен-Санса, а Каллея - арию Фауста и арию Родриго из оперы Массне "Сид".

Продолжение следует