Последнее
обновление
30.11.08

Журнал любителей искусства

8.12.2008 в Венской опере состоялась премьера оперы Вагнера «Гибель богов» (третий день «Кольца Нибелунга»).

Брунгильда Евы Йоханссон и Зигфрид Стефена Гулда

Брунгильда Евы Йоханссон и Зигфрид Стефена Гулда
Wiener Staatsoper GmbH / Axel Zeininger

Дирижер – Франц Вельзер-Мёст, режиссер Свен-Эрик Бехтольф, в главных париях: Стефен Гулд (Зигфрид), Ева Йоханссон (Брунгильда), Эрик Халфварсон (Хаген) и Боаз Даниель (Гюнтер). Работа над тетралогией началась в Вене в прошлом сезоне – были поставлены «Валькирия» и «Зигфрид», сейчас состоялась премьера «Гибели богов», первая же из 4-х частей – «Золото Рейна» будет показана весной, после чего в мае-июне все «Кольцо» будет показано трижды, а потом еще 3 раза в 2010 году.
Это поистине масштабный проект широко комментировался и комментируется в прессе и вызвал большой интерес у венской публики – билеты на премьеру «Гибели богов» были раскуплены почти мгновенно в первые же дни продажи.
Вся постановочная бригада действовала в завидном единстве, и результат совместных усилий поражал прежде всего цельностью и согласованностью составляющих его частей. Опера Вагнера предстала эпическим монолитом, воплощающим философские изыскания композитора.
И все же главное лицо у этого спектакля было – дирижер Франц Вельзер-Мёст, который с 2010 года займет пост музыкального руководителя Венской оперы. Его тщательное прочтение партитуры поначалу показалось чрезмерно интеллектуальным, рассудочным, но постепенно затягивало, заставляя сопереживать героям. И в конце, когда стихию огня сменяет безмятежная водная гладь у многих в зале были слезы на глазах. Наступила тишина, закрылся занавес, а слушатели все молчали в потрясении – редкий момент после 5 часового спектакля. А потом были овации, уже гасили свет, а люди все не расходились, и снова, и снова вызывали артистов.
Зигфрид, Хаген и Гунтер

Зигфрид, Хаген и Гунтер
Wiener Staatsoper GmbH / Axel Zeininger

Режиссер Бехтольф пошел в своем решении по модному ныне пути обобщения и минимализма, в данном случае оказавшемся необычайно уместным. При таком решении особая нагрузка ложится на певцов, исполняющих главные партии. Все полноценно вписывались в ансамбль (оперы в Вене фактически идут одним составом), пожалуй, этот-то ансамбль и был главным без ярко выраженных «звезд», перетягивающих одним своим появлением спектакль на себя. Это единственная опера «Кольца», в которой есть хор, и он под руководством Томаса Ланга тоже звучал отменно. Музыкальные и сценические образы оказались яркими и запоминающимися: и Брунгильда Евы Йоханссон (даже внешне похожая на свою героиню), и простодушный и большой Зигфрид Стефена Гулда, и зловещий «гений зла» Хаген Эрика Халфарсона, и Гутруна Каролины Венборн, и Вальтраута Мойоко Фиджимуры, и очень яркий, несмотря на небольшую партию Альбериха, Томаш Конечный.
В постановке в полной мере были задействованы возможности сцены: герои не уходили, а опускались вниз, как тело Зигфрида в лодке, или поднимались, как силуэт Вотана в финале. Декорации и костюмы (Рольф и Марианна Глиттенберг) соответствовали общему характеру обобщения.

Подробную рецензию на спектакль читайте в «Журнале любителей искусства»№1 2009