«КАРМЕН» Антонио Гадеса снова в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербург приезжает легендарная труппа Антонио Гадеса. 16 ноября, в международный день фламенко в БКЗ «Октябрьский» (Лиговский,6) они покажут «Кармен», а 17 ноября – «Кровавую свадьбу». Начало в 19-00.

С искусством Антонио Гадеса отечественные зрители познакомились через знаменитые фильмы Карлоса Сауры. В случае с «Кармен» сначала был снят фильм, а потом Гадес перенес спектакль на сцену. Тогда же знаменитый хореограф фламенко привозил свою труппу в Санкт-Петербург. Гадес был не только знаменитым танцовщиком, но и уникальной личностью, ставший символом испанской культуры. Его давно уже нет, но дело его живет, и спектакли по-прежнему собирают полные залы. Танец сопровождается звоном гитары, особым типом горлового пения – канте хонда, перестуком каблуков и ритмичным щелканьем кастаньет. А в случае с «Кармен» еще и музыкой Бизе. Само фламенко – это слияние пения, танца и игры на гитаре, выражающее весь спектр чувств от трагедии и печали до радости. Это настоящее национальное достояние испанского народа: страсть, огонь, захлестывающие эмоции. Достаточно один раз погрузиться в эти горячие ритмы, прочувствовать энергию и характер танца и влюбиться в него на всю жизнь.

Для этого танца особенно важен ритм, отбиваемый каблуками, прищёлкиванием пальцев, кастаньет или хлопками ладоней. Его танцуют по любому поводу: по случаю празднования религиозных праздников, обрядов, свадеб, частных вечеринок и ярмарок. Вся композиция строится на вдохновенной импровизации. Классическими атрибутами фламенко являются костюмы. Для женщин это традиционное приталенное платье с расширяющейся от бедер юбкой до пола, известное как "cuerpo de guitarra" (корпус или тело гитары), с воланами и оборками на юбке и рукавах с рисунком в горошек или вариант платья с bata de cola – облегающей юбкой с длинным и широким шлейфом. Завершает образ шаль с длинными кистями (el mantón) и большой веер. Вершиной мастерства танцовщицы является умение танцевать в bata de cola. Прообразом этого костюма стало платье андалузских женщин низшего сословия и цыганок конца 19-го в. Традиционный костюм танцора фламенко – это тёмные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами, а также короткая жилетка-болеро (chaleco).

«Кровавая свадьба» появилась раньше «Кармен», в основу сюжета легла одноименная пьеса Федерико Гарсия Лорки. В 1981 году режиссер Карлос Саура с успехом экранизировал этот балет и вызвал новую волну интереса к фламенко в мировом масштабе. "Ромео и Джульетта" по-испански – история, случившаяся в реальной жизни маленькой андалузской деревни, ярко изложенная великим испанским поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. В центре - любовный треугольник: Невеста, Жених, Бывший возлюбленный, яростно враждующие семьи, горячий воздух Испании. В результате – трагическая развязка, блестяще исполненная непревзойденными танцорами фламенко.

Балет «Кармен» был задуман одновременно со съемками одноименного фильма. Его театральная версия в постановке Антонио Гадеса имела колоссальный успех и открыла великого хореографа-постановщика. Бессмертный сюжет Мериме в ярком обрамлении фламенко в постановке Антонио Гадеса имел колоссальный успех и открыл миру не только одного из лучших современных танцоров, но и нового великого хореографа. Французская критика метко заметила: «Мериме и Бизе дали Кармен Франции, а Гадес вернул ее назад, в Испанию».

Вдохновленный образом Кармен Антонио Гадес рассказал в одном из интервью: «Меня привлек образ женщины, имеющий свой особый взгляд на свободу – для нее лучше было умереть, чем потерять ее. Я поставил Кармен, потому что мне не нравится фальшивый и избитый стереотип сердцеедки. На самом деле, она женщина, которая, если любит, то отдает себя полностью и не приемлет фальши в отношениях…»

Не пропустите встречи с Балетом Антонио Гадеса (Испания), выступающих в БКЗ «Октябрьский» всего два дня: 16 ноября, 19.00 «Кармен»; 17 ноября, 19.00 «Кровавая свадьба»