Журнал любителей искусства

Сольный концерт Ферруччио Фурланетто в Петербурге

Ферруччио Фурланетто
Ферруччио Фурланетто
Ферруччио Фурланетто

Фото Н. Разиной

Ферруччио Фурланетто – выдающийся итальянский бас - в феврале с успехом выступил в Санкт-Петербурге в трех концертных программах в рамках проекта Мариинского театра «Артист месяца», а 6 апреля споет главную партию в опере Массне «Дон Кихот» в Москве на Пасхальном фестивале в Большом зале Московской консерватории.

Большие оперные звезды, к сожалению, приезжают в Россию не часто. В этой связи три концерта Ферруччио Фурланетто можно считать настоящим подарком петербургским слушателям, да и их программы, представляющие разные грани творчества артиста, сложно назвать тривиальными. Начать с того, что гастроли певца начались с сольного концерта, составленного целиком из русской музыки. Незнакомые с творчеством артиста удивлялись столь экстравагантному выбору. На самом же деле, подготовленная Фурланетто 17 лет назад по предложению известного пианиста Алексиса Вайсенберга, русская программа, была с успехом исполнена им в Вене, Берлине, Париже. Интересно, что, когда певец начал ее готовить, он еще не пел ничего по-русски, и ему пришлось специально начать учить язык. Саму же программу, состоящую из романсов Рахманинова в первой части и песен Мусоргского во второй он подобрал сам, очень интересно выстроив ее драматургию. Этим январем она была, наконец, записана на диск для нового лейбла HITSQUAD RECORDS Vienna. Правда, эта запись была осуществлена уже с молодым украинским пианистом Игорем Четуевым, с которым певец выступает в последнее время.

В целом в концерте наметился своеобразный сюжет о тщете людских устремлений и вмешательстве роковых сил в жизнь человека. Смысловая арка оказалась перекинутой от «Судьбы» Рахманинова с ее настойчиво повторяющимся рефреном «Стук! Стук! Стук!» к «Песням и пляскам смерти» Мусоргского, завершавшим концерт. Внутри же этого общего построения каждая из вокальных миниатюр была самостоятельным миром, как в капле воды, отражающим все богатство оттенков мироздания. Эти смыслы становились явными и ясными благодаря яркой театральности и драматизму, с которыми эти произведения были исполнены Фурланетто. Хочется отметить полное соответствие голоса певца исполняемым произведениям, а в самом вокале изумительную свободу, льющуюся кантилену, богатство оттенков и при этом яркую образность. Концерт, с одной стороны, напомнил «золотые годы» Малого зала Петербургской филармонии, когда там блистали с камерными программами выдающиеся отечественные певцы Евгений Нестеренко, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елены Образцова, с другой – русские романсы звучали в исполнении итальянского певца абсолютно по-новому, свежо, в них вдруг открывались неведомые глубины и смыслы. Потому что именно содержание этих миниатюр и очень яркая оперная образность вышли в исполнении Фурланетто на первый план. Логичным выглядело завершение первого отделения монологом Алеко «Весь табор спит», исполненным на бис. Целиком эту оперу певец пел лишь на итальянском языке.

В Рахманиновской части концерта «стук судьбы» сменился сладостными, пусть и иллюзорными, как в «Сне» и «Сирени», видениями счастья и страстным к нему стремлением («В молчанье ночи тайной», «О нет молю не уходи»), а закончился торжествующими «Весенними водами». Второе отделение, посвященное целиком Мусоргскому, открылось романсом «Листья шумели уныло», а завершилось «Песнями и плясками смерти». Они и стали кульминацией вечера. Мне приходилось слышать этот цикл многократно в исполнении известных отечественных певцов, но никогда, пожалуй, он не производил столь страшного впечатления, как в исполнении Феруччио Фурланетто. В цикле 4 песни, каждая из которых представляет одно из явлений смерти, один из ее ликов. Одна из самых пронзительных, единственная написанная в форме диалога, - «Колыбельная». И здесь певец достиг вершины, не только вокальной, но и артистической, в репликах отчаявшейся матери и ответах неумолимой смерти, и в финальном вздохе, с которым будто бы отлетала душа умершего ребенка. После потрясения оказалось непросто перестроится на менее «страшную» «Серенаду», в которой смерть выступает в обличье демонического Дон Жуана (именно такую трактовку дал этому образу Фурланетто, многократно исполнявший партию в одноименной опере). Зловещий «Полководец» мощно завершил цикл. Фурланетто открыл в Мусоргском бездны, от заглядывания в которые становилось не по себе, и обозначил, на мой взгляд, родство композитора с Достоевским. Поэтому романс Чайковского «Благословляю вас леса», прозвучавший на бис, немного разбавил ощущение эмоционального шока. Певец повторил на бис и «В молчанье ночи тайной». Интересно, что даже акцент певца не мешал, а прибавлял что-то к восприятию известных произведений. Вспомнился факт, что Шаляпин (по воспоминаниям) иной раз умышленно пел романсы с акцентом. Кстати, сольный концерт Фурланетто состоялся как раз в день рождения великого русского баса, и сольная программа выглядела и своеобразным приношением ему.

Полноправным партнером Фурланетто выступил Игорь Четуев. Он продемонстрировал не только идеальные ансамблевые качества, но и очень интересную артистическую индивидуальность.

Сольный концерт прошел с большим успехом, а среди публики можно было увидеть Николая Охотникова, Марину Поплавскую (специально прилетевшую на один день), молодежь из Академии молодых певцов.

Вера Степановская


"Территория музыки" (телеканал "100 тв") о сольном концерте Ферруччио Фурланетто