Вера Степановская

 

Возвращение короля

Ферруччо Фурланетто - Дон Кихот
Фото Валентина Барановского

В течение трех майских вечеров мы вновь услышим выдающегося итальянского баса Ферруччо Фурланетто . 22 мая он споет заглавную партию в опере Массне «Дон Кихот», 27 откроет концертную программу фестиваля «Звезды белых ночей» своим сольным концертом, а 30 выступит в коронной партии короля Филиппа II в «Доне Карлосе» Верди.

То, что гастроли выдающегося итальянского певца начинаются с «Дон Кихота» совсем не случайно: именно постановка оперы Массне стала самым продуктивным проектом в сотрудничестве Фурланетто с Мариинским театром. Сначала с участием выдающегося баса опера прозвучала в концерте в 2010 году с солистами Академии молодых певцов. Проект увлек всех: и публику, и критику, и Валерия Гергиева. Состоялось еще несколько концертных исполнений, в том числе на Пасхальном фестивале в Москве; опера была записана на CD лейблом Mariinsky, получила прекрасную критику, запись была номинирована на Грэмми. В 2012 году «Дон Кихот» был поставлен на исторической сцене Мариинского театра известным режиссером Янисом Коккосом. Спектакль создавался режиссером в сотрудничестве с Фурланетто, который провел в Санкт-Петербурге почти три недели, репетируя оперу.

Сам певец выделяет роль Дон Кихота как самую дорогую: «Дон Кихот является моим любимым персонажем, даже по сравнению с Борисом Годуновым и Филиппом II. Пожалуй, он подходит мне лучше всего. Вокально я не прилагаю никаких усилий с начала до конца этой очень длинной партии. И сам характер прекрасен. Конечно, мы знаем это из книги. Дон Кихот стал мифом, тем, кем каждый из нас должен стать в жизни: человеком, любящим природу, окружающих людей, поэтом. И мы так нуждаемся в этом, особенно сейчас, когда главным становятся власть, деньги, успех, алчность; поэтому для разнообразия так приятно послушать о том, кем действительно должен быть человек. Это главная причина, почему я так люблю эту роль».

И Фурланетто удается эта почти невыполнимая задача: воплотить на сцене положительно прекрасного человека, которому веришь и сопереживаешь; невозможно без слез слушать его Сцену смерти Дон Кихота. При этом вокально он наполняет партию множеством красок и оттенков.

Радует, что в качестве Дон Кихота Фурланетто возвращается в Санкт-Петербург постоянно, но уже давно хотелось вновь услышать и другую его знаменитую партию, по которой последние годы сходит с ума весь мир, - короля Филиппа в «Дон Карлосе» Верди. Ее у нас не слышали уже давно, с 2004 года, когда итальянский бас приехал к нам в первый раз.

Фурланетто - Филлипп II. Фото Н.Разиной

Дебют в роли короля Филиппа II у Фурланетто состоялся в далеком 1981 году, но огромная международная слава пришла к нему, когда он спел ее в 1986 на Зальцбургском фестивале с Гербертом фон Караяном. «За день до этого меня никто не знал, а днем позже все меня знали», - вспоминает певец, немного лукавя. Ведь главные дебюты к тому времени уже состоялись: миланский Ла Скала (1979), Метрополитен Опера (1980), Венская Опера (1985). С 1986-го же года началась еще и череда Зальцбургских фестивалей – более двадцати, в которых певец участвовал. Здесь же в 2000 году он встретил Валерия Гергиева в работе над «Дон Жуаном», где Фурланетто исполнял заглавную партию, а потом и над «Дон Карлосом» в том же Зальцбурге и «Борисом Годуновым» в Ла Скала. И в 2004 году, когда Фурланетто впервые приехал в Санкт-Петербург, он представил две свои коронные партии – Филиппа II и Бориса. Но, к сожалению, потом в Петербурге он ни Бориса, ни Филиппа не пел. А ведь лишь за последние семь лет он трижды спел серии «Дон Карлосов» в лондонском Ковент-Гарден, трижды в нью-йоркской Метрополитен опере, постоянно поет Филиппа в Вене, открывал сезон в Ла Скала тоже «Дон Карлосом». Вышли DVD-версии лондонского и миланского спектаклей, «Дон Карлос» из Мет транслировался на экраны кинотеатров всего мира, а венский спектакль через Интернет. И все эти выступления сопровождались восторженными рецензиями и успехом у публики. Можно сказать, что статус легенды Фурланетто получил не в последнюю очередь благодаря своему Филиппу, наделенному не только вокальной силой, но и потрясающей глубиной образа.

При этом представление о характере испанского короля у певца очень ясное и не зависит от интерпретаций режиссеров: «Филипп, которого я делаю, – это Филипп, которого я чувствую. После стольких лет работы с великими дирижерами и режиссерами у меня есть собственные идеи об этой роли, и я участвую в тех постановках, где могу их воплотить. Это правда. Но это относится к любой партии. С годами накапливается опыт, и у меня есть очень ясное представление о том, какой характер мне хотелось бы воплотить на сцене. И я его воплощаю. Не пытаюсь сделать, а делаю. В противном случае – мне это неинтересно. Если бы мне пришлось делать Филиппа принципиально отличного от того, что у меня внутри, – это было бы для меня болезненно».
И этот Филипп, продуманный и прожитый Фурланетто, необычайно привлекателен, в первую очередь своей человечностью. «Он должен быть таким, - говорит певец. - Конечно, по трагедии Шиллера и по историческим свидетельствам он не был человечным вовсе, скорее он был сухим фанатиком, использовавшим религию для оправдания своей политики. Вероятно, он был бесчувственным и, возможно, совсем не интересным как личность. Но Верди вкладывает в его партию определенные слова и отношения, которые задают этому характеру фантастическую человеческую глубину. Вы видите человека, обладающего самой большой властью в мире, но, когда он остается один в своей комнате, вы видите его человеческую сторону, которая более интересна, чем образ короля, который ведет себя жестоко и бесчувственно от А до Я».

« Красота этой партии заключается в том, что образ Филиппа сложен и многогранен. Это и король, и верующий человек, и даже больше, чем просто верующий, он фанатик. Если вы видели в Эскуриале его маленькую спальню, то заметили, что ее окно выходит в алтарь собора. Это уже чересчур. Вы видите короля, у которого нет такого сына, какого он хочет. Он пытается найти идеального сына в маркизе Позе и открывает свое сердце, свои мысли абсолютному незнакомцу. Почему? Потому что он разочарован в собственном сыне, который в действительности был больным человеком, а в опере это глупый, героический и романтический персонаж, но все равно глупый. Итак, вы видите короля, который хотел бы иметь другую семью. Человека, который каждый день сталкивается со сложной проблемой: он король всего мира. Его религиозная сторона выходит наружу в диалоге с Великим инквизитором. Он человек влюбленный и одновременно мраморный блок по отношению к еретикам, которых он сжигает безо всякой жалости. И у вас есть возможность нарисовать этот характер разными путями. Но если вы выберете путь, по которому человеческая сторона окажется ущербной, то что остается? Это сенсационный характер. Мелодраматический».

Но Ферруччо Фурланетто предстанет перед петербургскими слушателями не только на оперной сцене. В Концертном зале он представит свою программу романсов Рахманинова и Мусоргского. Сам певец часто говорит, что именно в камерных программах, а их у него всего две, - в полной мере раскрывается его душа. Эта родилась давно, когда Фурланетто по предложению Алексиса Вайсенберга обратился к русскому репертуару, начал учить русский язык и отобрал произведения. В последние годы сложилось творческое содружество певца с пианистом Игорем Четуевым, они вновь обратились к русской программе, записали ее на диск и уже с успехом представили ее в Ла Скала, Берлинской филармонии, Оперном театре Женевы, Венской опере. Программа всегда одна, но каждое исполнение становится уникальным: ведь Фурланетто вкладывает в него свое сегодняшнее состояние души. Таким обещает стать и концерт 27 мая.