Вера Степановская

 

Русский мир на Каринтийском лете

Филлах - Оссиях, Австрия, 18-19 августа 2014

Каринтия, озеро Оссияхер

В автрийскую Каринтию – горный озерный край на границе с Италией - приезжают летом отдыхать, бродить по горам, кататься на велосипедах и купаться. И хотя здесь нет больших городов и знаменитых концертных залов, музыка прописалась здесь давно: Каринтийское лето – один из старейших и уважаемых в стране фестивалей. Концерты его, в основном камерные, проходят вокруг живописного озера Оссияхер, и наслаждение природой сливается с музыкальными впечатлениями.

Особенно приятно, что на фестивале присутствует «русская тема»: концертом открытия дирижировал замечательный представитель петербургской школы Семен Бычков, а два концерта августа представили чисто русские программы.


18 августа гостем Каринтии стал Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением своего главного дирижера Владимира Федосеева. Федосеева в Австрии знают и любят, считая своим: некоторое время он возглавлял Венский симфонический оркестр и сейчас часто возвращается за его пульт. Для своего концерта с БСО он избрал чисто русскую программу: в первом отделении Скрябин - прелюдия для оркестра «Мечты» и Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, в котором солировал Андрей Коробейников. Музыка Скрябина – прекрасная возможность показать импрессионистическую палитру оркестра, и «Мечты» здесь, безусловно, задали тон своей хрупкой и нежной красотой, деликатно озвученной оркестром Федосеева. Фортепианный концерт, блестяще сыгранный Андреем Коробейниковым заставил сожалеть о том, что он достаточно редко звучит на концертной эстраде. На бис пианист исполнил «К пламени» Скрябина. Коробейников, вообще, считается специалистом по Скрябину. В одном из интервью Коробейников так рассказал о своем восприятии Скрябина:

"Скрябин, пожалуй, самый космичный композитор во всей истории музыки. Он стоит в одном ряду с Бетховеном, но у Скрябина передача музыки Вселенной (а я абсолютно серьезно уверен, что музыка приходит к нам из космоса) в большей степени выражает мистическую суть нашего существования. Она загадочна сама по себе и вызывает отчетливое ощущение некой огромной и чистой силы, которая недоступна нашему пониманию. Если полностью погрузиться в эту музыку (а слушать ее можно только так), можно постичь ту идею, и ту энергию, которую вложил в нее автор; это подлинное пламя, настоящее, а не просто имитация. Сам Скрябин считал себя мессией, и я уверен, что он действительно был очень неординарным человеком."

Когда слушаешь Коробейникова, эта мистика определенно ощущается, но приходит она постепенно, исподволь, оставляя длящееся впечатление.

После концерта в Филлахе: БСО, Владимир Федосеев

Во втором отделении звучала Четвертая симфония Чайковского, сочинение популярное, в котором, кажется, уже не осталось простора для высказывания. Но не секрет, что музыку композитора лучше всего исполняют русские оркестры; у них и особый звук – насыщенный и богатый, и патетический порыв. И кому как не оркестру им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева демонстрировать эталонную интерпретацию Четвертой симфонии. Это и произошло на концерте. Их исполнение захватило не только превосходным звучанием оркестра, но и эмоциональным подъемом, шедшим по нарастающей. Поэтому сдержанная австрийская публика устроила настоящую овацию оркестру и дирижеру, вынудив сыграть аж три биса: «Вальс» Свиридова и два фрагмента из «Лебединого озера». Зажигательный «Испанский танец», венчавший программу, окончательно утвердил триумф оркестра и дирижера.

На следующий день фестиваль переместился в деревню Оссиях, где Ферруччо Фурланетто спел романсы и песни Рахманинова и Мусоргского в старинной церкви. Побывать в этих местах само по себе удовольствие: небольшая деревня расположилась на живописных берегах Оссияхер-зее, за озерными гладями – предгорья Альп, но не крутые и снежные, а зеленые и лесистые, располагающие к прогулкам, езде на велосипеде… И сам горный воздух будто приподнимает над землей, заставляя дышать полной грудью и очищая мысли от всего суетного и ничтожного. Хочется «по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья, трепеща радостно в восторгах умиленья…»

Церковь Оссияха ведет свою историю с XI века, и снаружи проста и сурова, однако, интерьер ее, выполненный много позже в стиле барокко, дышит наивной радостью, раскрашенные деревянные скульптуры святых исполнены прелести, а многочисленное серебро и позолота дарит ощущение праздника. Даже суровые картинки, подобная одной, увиденной на кафедре проповедника, где бедных грешниц с языками пламени между ног, гонят в ад, рождают не ужас, а любопытство. Уютно и живописно и окружающее церковь кладбище с впечатляющим деревянным распятием под навесом. О древности места говорят окружающие кладбище толстые стены с башней, однако, могилы совсем не старые, и очень душевно ухоженные, а к озеру можно спуститься, открыв скрипучую калитку.

Ферруччо Фурланетто, Игорь Четуев, концерт в Оссияхе

Русская программа Фурланетто, повествующая о вечном – любви и смерти, - к этому месту очень подошла. Итальянский певец подготовил ее давно, в середине 90-х с Алексисом Вайсенбергом, сейчас выступает с ней с русским пианистом Игорем Четуевым. Произведения и их последовательность всегда одни и те же, а вот поет их Фурланетто каждый раз по-разному, вкладывая и свое нынешнее состояние души и находясь под влиянием «гения места». В русских романсах он всегда искренен, всегда патетичен, граница между лирическим героем и исполнителем снята, поэтому каждая из историй воспринимается как «рассказ о самом себе». Не случайно, сам певец говорит, что его портрет – это его камерные программы. Может быть, поэтому обе они не на родном языке. Вспоминается его концерт двухлетней давности в той же церкви Оссияха с вокальным циклом Шуберта «Зимний путь», запомнившийся какой-то особой трагической исповедальностью. Вот и нынешний лидерабенд тоже стал своеобразной исповедью, но только полнокровно жизнеутверждающей по своей сути.

Первое отделение, посвященное Рахманинову, открылось балладой «Судьба», посвященной вечной борьбе человека с роком, но от того, что судьба стоит зад дверью со своим вечным рефреном «Стук, стук, стук», не снимается ценность проживания лучших жизненных моментов: встречи с друзьями и свидания с любимой. Интересно, что прежде, в своей интерпретации Фурланетто как бы ставил «под сомнение» ироническим фальцетом в «Ты придешь ли на свиданье?». В нынешнем же концерте он спел эту фразу без фальцета, усилив самоценность этого жизненного эпизода.

Ферруччо Фурланетто, Игорь Четуев

В этом сезоне Фурланетто отпраздновал 40-летие своей сценической карьеры, но голос его звучит как никогда полнокровно и свежо. В романсах он вовсе не пытается его «уменьшить», но звук все же другой, чем в опере, и с необыкновенной ясностью выступают нюансы и краски. В какие-то моменты сам вокал исполнен такой красоты, что отдельным нотам хочется внимать до бесконечности, когда «покорна щемящему звуку молодеет душа». А сама любовь в первом отделении предстает то мечтой в романсах «Сирень» и «Здесь хорошо», то чувственным переживанием «В молчанье ночи тайной» (Фурланетто заканчивает его нежнейшим фальцетом), перипетиями взаимоотношений в «Я был у ней» и «О не, молю, не уходи». Кажется, что певец вкладывает всю страсть своей натуры, всю чувственность в эти любовные истории, утверждая ценность величайшего из человеческих чувств. Такое исполнение нынче не модно и не принято, и оттого переживание его, тоже не аналитически-интеллектуальное, а эмоциональное еще более ценно. Закончилось отделение «Весенними водами», в которых прозвучала радостная надежда на будущее счастье. На бис после первого отделения Фурланетто спел арию Алеко из одноименной оперы, тщательно выстроив исповедь пушкинского героя.

Замечательным партнером Фурланетто в его камерных программах стал пианист Игорь Четуев. Настоящий представитель русской пианистической школы, он создает удивительный по красоте аккомпанемент, не стремясь выйти на первый план, деликатно оставляя для певца простор эмоционального высказывания.

Во втором отделении, посвященном Мусоргскому, доминировала тема смерти (от первого романса «Листья шумели уныло» до грандиозного завершения «Песнями и плясками смерти»), хотя она и не смогла одержать окончательную победу. Мусоргский для Фурланетто один из ключевых композиторов, начав исследование его творчества с этих романсов и песен, Фурланетто потом сделал Бориса Годунова одной из своих визитных карточек, а в этом сезоне дебютирует с партией Хованского в Венской опере. Певец накладывает опыт бельканто на музыку композитора, и каждая фраза приобретает драгоценную шелковистую красоту средиземноморского легато, не теряя при этом своей смысловой значимости и весомости. В «Песнях и плясках смерти» Фурланетто разворачивает настоящую драму, персонифицируя ее героев и демонстрируя различные лики смерти. В этот раз смерть первым забрала убогого мужичонку, даровав ему видение солнечного летнего рая; потом навеки успокоила, дала «сладкий сон» больному младенцу. Певец заканчивает свое последнее «баюшки-баю» вздохом, с которым будто бы отлетает душа ребенка. Следующей настал черед чахоточной красавицы, которой в момент смерти было даровано неизведанное при жизни чувственное наслаждение. И, наконец, «Полководец» - самая страшная песня цикла, где Смерть впервые выступает без прикрас. Эта последняя песня, особенно в свете последних событий, прозвучала у Фурланетто со всей своей зловещей силой. И публика сидела какое-то время в молчании, пока не раздались крики браво и овации. Однако в окружении прекрасных лесов, озер и гор было бы жаль закончить концерт на столь мрачной ноте. И Фурланетто спел на бис «Благословляю вас, леса» Чайковского, как будто специально пришедшийся к случаю. А потом еще повторил свой любимый рахманиновский романс «В молчанье ночи тайной». Так что концерт закончился торжеством «добрых чувств», любви, красоты и природы, оставив в душе долго не затихающий «трепет восторга».