Журнал любителей искусства

Московский Дебют Семена Бычкова с РНО

Семен Бычков

Семен Бычков
Фото: В. Постнов

Частые появления на концертных площадках Москвы пианиста-виртуоза Дениса Мацуева сопровождаются небывалыми аншлагами. Каждая новая встреча с этим музыкантом таит в себе массу откровенных неожиданностей. Уже несколько лет функционирует персональный филармонический абонемент Дениса Мацуева. В орбите внимания молодого артиста сотрудничество с выдающимися дирижерами современности. Не успели опомниться московские меломаны от концерта Мацуева с оркестром Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, как, спустя день, пианист музицировал уже с другим талантливым представителем легендарной петербургской дирижерской мусинской школы – Семеном Бычковым. Причем, приглашение этого чрезвычайно занятого дирижера произошло по причине замены Леонарда Сладкина, который из-за болезни был вынужден отменить серию концертов.
Семен Бычков – личность невероятно популярная на Западе. Вот уже 12 лет он возглавляет один из авторитетных оркестров в Западной Германии – Симфонический оркестр Кельнского радио, с которым гастролировал в нашей стране не раз. График концертных выступлений Семена Бычкова расписан на несколько лет вперед. По счастливому стечению обстоятельств последняя неделя декабря у маэстро оказалась относительно свободной, и он незамедлительно принял решение выступить в Москве с Российским национальным оркестром. Хотя, это было рискованно в сжатые сроки провести минимум репетиций. В данном случае, Семену Бычкову равных себе не занимать. Обаятельная харизма, невероятный артистизм, и колоссальная самоотдача во время исполнения – все эти факторы позволяют смело считать маэстро Бычкова большой находкой для дирижерской коллегии Российского национального оркестра. Ну а сам музыкант необычайно рад своему такому скорому возвращению в российскую столицу.

Семен Бычков: «Неожиданность была очень большая. Мне позвонили практически где-то за неделю, и сказали, что мой коллега Леонард Сладкин вынужден был отменить этот концерт, и попросили его заменить. Получилось совершенно случайное совпадение, что именно в этот период у меня была возможность приехать, и я это сделал с большой радостью. Потому что, я был в Москве в прошлом июне месяце со своими кельнцами, и вернуться так быстро после того приема, который мы все имели здесь, было очень приятно для меня.

Каждый оркестр является детищем той страны, где он родился. При том, что оркестры очень интернациональные, масса музыкантов приезжает и попадает в оркестр Германии из разных стран, при этом остается что-то, что принадлежит национальному характеру этой страны. Поэтому, естественно будет стиль отличаться, поскольку традиции отличаются. И это очень интересно иметь такое богатство красок, восприятий музыки, и традиций ее исполнения. Что для меня интересно сегодня и представляет огромной сложностью для исполнителей – это из-за того, что мир становится все теснее и теснее, и очень легко потерять те национальные качества, которые принадлежат каждому сочинению и каждому композитору, поскольку они родились в своей стране, в своей культуре. И задача интерпретатора сегодня – это достигнуть, я бы сказал, автентичности духа исполнения. Если исполняешь музыку, которая родилась не в твоей культуре, не в твоей стране, значит, нужно каким-то образом попытаться понять не только ее смысл, но понять ее дух. Таким образом, интерпретация тогда будет правдивой. Если говорить о музыке Шостаковича, то ее восприятие западными музыкантами, как мне кажется, отличается от восприятия русскими музыкантами в тот момент, когда они узнают, какая жизнь находится за нотами. Знаете, музыканты, так же, как актеры имеют огромное воображение. Даже, если они войну не пережили лично, они ясно могут себе представить, что это не романтика, а что-то самое трагичное, что только может быть. И поэтому, они могут как-то себя с этим отождествлять. В этот момент они способны на абсолютно правдивое исполнение музыки Шостаковича. Так же как русские музыканты способны на абсолютно правдивое исполнение музыки Бетховена, Брамса или сочинений французских классиков в тот момент, когда они понимают, что находится за нотами.»

Денис Мацуев солировал в Первом и Втором фортепианных концертах Дмитрия Шостаковича. Играть эту музыку с разными дирижерами – процесс увлекательный. По меткому замечанию самого Дениса, открыть новые красоты Второго фортепианного концерта Шостаковича ему еще только предстоит.

Денис Мацуев: «То мнение, которое бытует, что это якобы пионерский концерт, написанный для Максима Шостаковича, для того, чтобы он окончил консерваторию и так далее…Это абсолютно равноценные два концерта с потрясающей музыкой. Анданте из Второго концерта, это, вообще, как сказал Семен Бычков, просто «поп-шлягер». Гениальная мелодия, гениальная гармония, которые, как многие думают, несвойственные Шостаковичу. Да еще как свойственны! Он потрясающий мелодист. Я думаю, что так называемый роман с этим концертом сложится у меня на долгие-долгие годы…»

Для Семена Бычкова каждое новое обращение к музыке Дмитрия Шостаковича вызывает особые патриотические чувства и глубоко личные переживания.

Семен Бычков: «Музыка Шостаковича мне была близка всегда, остается близкой, и она соответствует тому времени, в котором мы живем. Шостакович ушел из мира совсем недавно. И, что невероятно, он нашел какую-то возможность через звуки музыки выразить ту жизнь, которой жил не только он, но и весь его народ. Музыка Шостаковича универсальна, потому что, те условия человеческого существования, которые есть в одной стране, они, безусловно, сосуществуют и в других странах мира. Эта музыка остается актуальной сегодня. Когда, я вижу реакцию публики на Западе, которая слышит музыку Шостаковича так же часто, как Чайковского, Брамса, Бетховена (я ее очень часто сам дирижирую), я понимаю, что эта музыка не имеет никакого предела времени. Она безвременна.

Музыка Шостаковича для меня принадлежит к той музыке, в которой я всегда нахожу что-то новое. Я всегда рассказываю своим музыкантам, что я думаю о поколении людей, которые родились в 24-м году, а это поколение моих родителей. И, когда они праздновали окончание своей учебы в школе и имели выпускной бал, то их мечты – это были мечты будущего, как у всех 17-летних молодых людей: или учиться, или влюбиться, или пойти работать – понимаете, самые нормальные человеческие мечты. А вместо этого, их жизнь встретила бомбами…Поэтому, в музыке Шостаковича я нахожу совершенное воплощение того времени, в которое она была написана. Это подтверждается воспоминаниями друзей композитора, которые описали то, как он им впервые играл сам на рояле, еще в летние месяцы 1941 года, первые три части Седьмой «Ленинградской» симфонии.

Венцом программы стало триумфальное исполнение Второй симфонии Сергея Рахманинова. Семен Бычков интуитивно чувствует теплоту рахманиновской музыки. В трактовке маэстро симфония обрела художественную ясность и особый ностальгический оттенок.

Семен Бычков: «Эта симфония – одно из тех сочинений, которые были моей первой любовью в музыке. Безусловно, я ее дирижирую все эти годы, и всегда с западными оркестрами. Я ее записал со своим Парижским оркестром, после этого с Кельнским оркестром. Я дирижировал Вторую Рахманинова с оркестром Берлинской филармонии, с американскими и английскими оркестрами – во всем мире. Эта музыка, которую очень любит публика, и очень любят музыканты, когда они ее хорошо знают. Но, есть в ней что-то очень особенное, когда имеешь возможность музицировать это сочинение с русским оркестром такого высокого класса, каким является Российский национальный оркестр. Потому что, музыканты знают уже сами, что находится за нотами. Этот дух музыки, эта русская природа, эти гармонии, эти мелодии - у них в крови. Этого объяснять им не нужно. А вот что интересно, это попытаться обратить внимание на те многочисленные оттенки, которые стоят в партитуре. Ведь их очень легко забыть, когда знаешь сочинение так хорошо, и столько раз его играл. Но, вот дух этой музыки возникает сам по себе очень правдивый. И для меня это имеет огромное значении.

Вообще, в дирижировании я себя чувствую дома, практически, во всем мире, особенно в тех местах, где я получаю удовольствие от музицирования с замечательными людьми.»

В Санкт-Петербурге Семен Бычков не был уже несколько лет. 25 декабря прошлого года в Большом зале филармонии с Российским национальным оркестром дирижер закрывал Международный музыкальный фестиваль «Площадь искусств». В программе вечера феерически прозвучали фрагменты из музыки балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, а так же Вторая симфония Сергея Рахманинова, которую в начале 70-х годов прошлого века так мечтал продирижировать с оркестром Ленинградской филармонии мало кому тогда известный Семен Бычков.
Виктор Александров