Журнал любителей искусства

БАЗЕЛЬ—ГОРОД НАД РЕЙНОМ

Музей Байлера, фасад
Фото: Марк Нидерманн
© Fondation Beyeler 2011, Switzerland

Даже для Центральной Европы, в которой плотность культуры достигает немыслимой концентрации, Базель – поистине уникальный город. Долгие века он впитывал, ассимилировал и абсорбировал самые разные влияния, шедшие из Франции, Германии, Италии, Нидерландов. Наследие кальвинизма и свободомыслие, гнездящееся в школярской среде одного из старейших европейских университетов – Базельского – сформировали облик базельца: дотошного и пытливого, дисциплинированного и точного, как все швейцарцы, однако не чуждого артистического вольнодумства, и большого любителя искусства во всех его видах и изводах. Город, расположенный на перекрестке трех стран – из дверей ресторана Речного вокзала Badischer Bahnhof можно, как в старом фильме «Закон есть закон», c участием Тото и Фернанделя, «выйти вон» в страну Германию: туалеты вокзального ресторана расположены уже на немецкой стороне. А двери в холле ведут в сторону Франции.

Базель раскинулся по обеим сторонам Рейна. Крупнейшая водная артерия Европы, река-легенда, окутанная множеством мифов – о карликах-нибелунгах и золоте Рейна, о волшебном кольце, о герое Зигфриде и страшных драконах, гнездящихся на прирейнских холмах, издавна служила средством коммуникации, объединяя города и страны. Базель стоит в верховьях Рейна: здесь его течение быстро и бурливо, оно еще не обрело величавую плавность, которую наблюдаешь ниже по течению, в районе Кельна-Бонна-Линца. Река много веков приносила в город и несла на себе дальше не только баржи и корабли, но и купцов, путешественников и художников. Не случайно в Безеле поселился и подолгу жил один из величайших немецких художников 16 века Ханс Гольбейн-младший, работы которого составляют ценнейшую часть коллекции базельского Kunstmuseum – музея искусств.

К живописи, и к визуальным искусствам, в целом, у базельцев особое отношение. Можно сказать, это город знатоков и активных потребителей искусства. Арт-рынок Базеля считается весьма продвинутым, в смысле покупательской способности и по уровню просвещенности покупателей. И это вполне объяснимо: город является одним из крупнейших центров торговли объектами искусства.

Знаменитая ярмарка «Арт-Базель» проводится здесь с 1971 года и в последние десятилетия по праву считается одним из самых значительных событий мирового арт-сезона. Участие в ней настолько престижно, что художники отказываются от своих кураторов и галеристов, если те не могут обеспечить им приглашение на ярмарку. А ведь 42 года назад, когда ярмарка проводилась впервые, кураторам стоило немалых трудов уговорить участников предоставить свои работы. На первой ярмарке было не более 40 стендов стран-участниц: в основном, Германии, Франции и самой Швейцарии. А на прошлой, 42й ярмарке участвовало уже 2500 художников, представленных тремя сотнями галерей из Нового и Старого Света: ее посетили 65000 человек. Среди признанных мастеров, участвовавших в прошлой ярмарке, назовем Илью Кабакова, бывшего нашего соотечественника.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Базель по праву называют «культурной метрополией». В нем насчитывается 40 музеев, 50 арт-галерей, 25 театральных сцен, крупный городской театр Schauspielhaus с тремя сценами, и масса маленьких театральных групп. Город ценен и своими архитектурными памятниками – старинной городской ратушей, сложенной из красного песчаника, с гордо вознесенной к небесам башней и обильной росписью стен внутреннего дворика-патио, выдержанного совершенно в итальянском стиле.( Зал заседаний ратуши расписывал сам Ханс Гольбейн). И самыми старыми воротами Spalentor – остатками некогда опоясывавшей город крепостной стены. Эпохи и века оставили столь мощные архитектурные «наслоения», что Базель можно назвать Меккой архитектуры. Заметим также, что кантон Базель-штадт был первым швейцарским кантоном, учредившим специальный общественный фонд для поддержки искусства. И сегодня сумма, выделяемая на культуру в Базеле, является самой высокой в Швейцарии.

Отношение базельцев к искусству хорошо иллюстрирует такой пример: в 1976 году в городе был проведен референдум, на котором горожане решали, следует ли городу покупать несколько картин Пикассо. И вопрос был решен положительно. Вот как базельцы любят современное искусство! Впрочем, к Пикассо в городе всегда было особое отношение. Он часто приезжал в Базель, и неизменно останавливался в лучшем «Отеле трех королей», в одной и той же комнате, из которой с балкона открывался прекрасный вид на Рейн. Художник любил спать на балконе. Ему выносили туда специальную кушетку: по ней-то базельцы и определяли, что Пикассо опять посетил Базель. Эту комнату администраторы отеля до сих пор с гордостью показывают гостям.

Еще в 1661 году в Базеле открылась первая публичная коллекция произведений искусства, собранная ученым Базилиусом Эмербахом. Неудивительно, что базельцы с младых ногтей приучены посещать выставки и музеи. Школьниками их обязательно водят не только в традиционный Кунстмузеум, где собрано искусство XIV-XVI и XIX- XX веков, но и в частный музей, основанный Фондом Байлера. Здесь экспонируются полотна импрессионистов Ван Гога и Дега, примитивиста Анри Руссо, картины Шагала, графика и акварели Пауля Клее, сюрреалистические ландшафты Макса Эрнста и удлиненные, оплывшие, похожие на обгорелые спички фигуры Альберто Джакометти.

СЛИВАЯСЬ С ПРИРОДОЙ

Музей Байлера, зал Моне, в котором висит только
одна картина, «Пруд с водяными лилиями»
Фото: Тодд Эберле
© Fondation Beyeler 2011, Switzerland

Частный музей фонда Байлера был основан супружеской четой, Эрнстом и Хильдой Байлер на основе личной коллекции. Основатель крупнейшей в Швейцарии фармацевтической фирмы, Эрнст Байлер собирал картины, которые нравились лично ему. Вот почему коллекция подобрана так тщательно: в каждом зале висят несколько картин, репрезентирующих стили импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма – и прочих -измов, составивших мейн-стрим в искусстве ХХ века. Архитектурный проект здания будущего музея заказали одному из крупнейших архитекторов Италии, Ренцо Пиано: тому самому, кто придумал потрясающе новаторский облик Центра Помпиду в Париже, с разноцветными трубами канализации и водопровова ,в выведенными прямо на фасад здания. Здесь, в Базеле, Пиано создал удивительно дружелюбную, легкую, прорезанную светлыми длинными галереями и панорамными окнами конструкцию, похожую на удлиненный павильон. С торца здание украшено красными порфировыми колоннами, от которых плавными ступенями спускается вниз зеленая терраса. Из огромного окна-фонаря открывается потрясающий вид на воду, заросли камышей, ярко-красную листву деревца, и искусственный пруд. Ренцо применил здесь новаторское освещение: потолочные панели подсвечены таким образом, что создается впечатление льющегося сверху дневного света.

Музейное здание изящно вписано в ландшафты романтического английского парка: природа становится частью интерьера, еще одной «картинкой», видной из окон, корреспондируя с зеленым маревом вытянутого во всю длину стены полотна Моне «Пруд с водными лилиями».

Принцип «открытой формы», ландшафта, словно бы продолжающегося внутри здания, практикуют давно. Одним из первых его применил Жан Нувель, создавая величественное в своей простоте и первозданности здание Концертного зала в Люцерне: вода озера по специальным желобам затекает прямо в фойе, и плещется под стеклянным полом, а из окон, и верхней террасы, словно на картине, открываются потрясающие панорамные виды на озеро и город.

Но «открытая форма», в архитектуре музеев современного искусства получила еще большее распространение. Хрестоматийный пример такого деликатного и вместе с тем органичного взаимопроникновения, контаминации природной среды и музейных интерьеров – знаменитый музей современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке, в получасе езды от Копенгагена. Его длинные, сцепленные в гирлянду павильоны-бунгало, как бусины ожерелья, растянуты дугой, огибающей зеленый холмистый парк над морским побережьем: стеклянные, прозрачные стены словно приглашают полюбоваться зеленью лужаек, и прекрасными морскими видами. В Музее Фонда Байлера можно видеть еще один вариант воплощения той же идеи: естественный пейзаж, видный из окна, становится важнейшей частью совокупного восприятия предметов искусства. Коллекция Байлера репрезентирована великолепно: в развеске картин чувствуется рука умного и опытного куратора. В одном зале, например, собраны гармонично сочетающиеся по цветовой гамме работы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана, представляющие эволюцию и разные виды нефигуративной живописи: от красочных пятен, клякс и крутых линий «Композиций» Кандинского, в хаосе которых просматривается жесткий линейный ритм – к чистой абстракции мондриановых ритмических узоров «оп-арта».

Летом основную экспозицию дополнила впечатляющая, мощная двойная ретроспектива работ Константина Бранкузи и Ричарда Серра. Но очень понятно, по какому принципу эти два скульптора были сопряжены в рамках одной выставки: на мой взгляд, их манеры и эстетика совершенно различны, и связывает их лишь факт знакомства. Однако же часть, посвященная работам великого румына, поражала полнотой и вдумчивым отбором самых лучших, хрестоматийных работ скульптора. Часть была привезена из Центра Жоржа Помпиду, из стеклянного павильона Бранкузи, расположенного прямо на площади перед Центром. Часть – из музея Гуггенхайма, музея Филадельфии и других. Была там и знаменитая «Бесконечная колонна», и «Поцелуй» и деревянный «Адам» в виде затейливого тотемного столба. Совершенные, лаконические формы и объемы; радующая органы чувств гладкость отшлифованных поверхностей бронзы и мрамора; идеально круглящиеся «яйца» и экспрессивные зигзаги колонн. Всё вместе производило неотразимое впечатление простоты, цельности и силы.

ПО КАЛЬКАМ БАУХАУЗА

Пожарная станция, проект Захи Хадид.
2 этаж, зал заседаний
Фото автора

Еще один, не менее инновационный музейный ансамбль расположен в часе езды от Базеля, неподалеку от местечка Вайль ам Рейн, уже на немецкой стороне - знаменитый музей дизайна «Витра». Музей открылся в 1985 году. Основное музейное и административное здание «сочинил» - иначе не скажешь - гениальный Франк О.Гери – тот, что придумал здание музея Гуггенхайма в Бильбао. Сложносочиненные белые объемы музея полукружьями и острыми углами составлены в затейливую композицию, при обходе которой здание поминутно меняет очертания. Чуть поодаль расположился уникальный, важнейший для новейшей истории архитектуры объект – здание Захи Хадид, британского архитектора арабского происхождения, первой в истории женщины - обладательницы престижнейшей Притцкеровской премии 2004 года ( аналог Нобелевской для архитектуры). Пожарная станция – первый проект, который ей удалось воплотить «наяву», в 1994 году, после всех ее бесчисленных деконструктивных опусов, которые так и остались «бумажной архитектурой». Абсолютно модерновое здание: серая гамма стен, на фоне которых выделяются ярко- красные двери и перила, переходит в ониксовый окрас туалетной комнаты, раскрытой с двух сторон, для лучшего «пробега» пожарных в случае тревоги. Ни одной вертикали: даже оконные стекла, образующие прозрачную стену, вставлены в раму косо. Ни одной нормальной прямоугольной двери: ритм наклонных линий, пандусов, трапециевидных дверей и неожиданно открывающихся взору пространств завораживает, втягивая в особую геометрию напряженного, динамического космоса. Кажется, будто ты попал в какой-то смещенный, «зазеркальный» мир: от этого начинает слегка кружиться голова.

Рядом высится фантастическая конструкция, созданная в архитектурном бюро «Херцог и де Мейрон»: представьте себе несколько швейцарских шале – домиков с двухскатными крышами – врезанных друг в друга под разными углами и сложенных ввысь, наподобие поленницы, в несколько этажей. В бесконечных павильонах вполне можно заблудиться. Бродя среди бесчисленных образчиков продукции мебельной фабрики «Витра», забываешь о времени, и теряешь себя среди фантазийных форм, объемов и разноцветных плоскостей стен.

Экспозиционный павильон продукции мебельной
фабрики "Витра". Проект архитпектурного бюро
Херцог и де Мейрон
Фото автора

Пожалуй, промышленные образцы мебели, изготавливаемой в «Витре», в стиле которой нашли зримое воплощение идеи Баухауза, рассматривать интереснее, чем экспонаты музейной коллекции. Современные предметы быта и интерьера оказываются неожиданней, вычурней, смелее, ярче по цвету, чем вещи 60-х-70-х годов.

Головной офис бюро “Herzog &de Meuron Architects” располагается в Базеле, но его работы известны всему миру. В Базеле по их проекту выстроена монолитная, граненая сигнальная башня железной дороги, наклонная как Пизанская башня. Именно это бюро проектировало Олимпийский стадион в Пекине «Птичье гнездо», оттуда – и авторы фантастического проекта «Эльб -Филармонии». Многофункциональный сложносоставной комплекс с двумя залами, ресторанами, подземным гаражом и торговыми галереями воздвигнут прямо на добротных стенах бывшего портового склада в Гамбурге и возносится посреди Эльбы наподобие громадного флагманского корабля: реют стеклянные «паруса» надутые ветром, на палубе-террасе предусмотрены променады для гуляющей толпы. К сожалению, строительство «Филармонии на Эльбе» стало печальным примером европейского «долгостроя»: ее не могут сдать в эксплуатацию уже 7 лет, и сроки окончания строительства все время отодвигаются.

В ПОГОНЕ ЗА ЛИШНИМ БИЛЕТИКОМ

Базель, без сомнения, очень музыкальный город. Камерный оркестр «Базель-симфониетта» снискал себе заслуженное признание в мире; неплох и городской симфонический оркестр. В Базеле проводится очень крупный джазовый фестиваль, и даже есть специальная Джазовая школа. Вообще, с музыкальным образованием в городе все благополучно: есть музыкальные колледжи и очень авторитетная Академия музыки, из недр которой вышло немало первоклассных музыкантов. Нелишне заметить, что среди профессуры базельской Академии немало российских педагогов: до недавнего времени там преподавал, например, петербуржец, замечательный скрипач Илья Грингольц.

Но более всего Базель известен в мире тем, что в городе расположен – буквально, в двух шагах от Кафедрального собора – Фонд Пауля Захера. Швейцарский дирижер, педагог, меценат, он, женившись в 1934 году на состоятельной женщине, вдове владельца фармацевтического концерна Hoffmann-La Roche, стал одним из богатейших людей Швейцарии. Он заказывал сочинения Рихарду Штраусу, Бартоку, Онеггеру, Хиндемиту, Стравинскому, Хенце, американцу Эллиоту Картеру. А в 1973 году основал Фонд, для поддержки академической музыки. Сейчас фонд превратился в бесценное хранилище авторских партитур. В нем хранятся, например, рукописи Игоря Стравинского. А еще и итальянца Бруно Мадерны, нововенца Антона Веберна. Сюда сдала, уехав на ПМЖ в Германию, свои партитуры Софья Губайдуллина – это позволило ей купить собственный домик в окрестностях Гамбурга. Фонд не только гарантирует сохранность партитур, но и предоставляет исследователям возможность изучить их. Существуют ежегодные гранты Фонда Захера для молодых музыковедов: счастливцы, выигравшие грант, могут три месяца жить в Базеле на очень приличную стипендию, и вволю заниматься научными штудиями.

Городской театр Базеля – Schauspielhaus – расположен в самом центре города, неподалеку от фонтана с движущимися фигурками, бок о бок с церковью святой Екатерины. Театр получил новое здание в 2002 году: в нем три сцены, на которых идут, соответственно, драматические спектакли, оперы и балеты. Оперный театр в Базеле весьма «продвинутый»: в нем, например, регулярно ставит оперы крайне радикальный режиссер Каликсто Бийето: два года назад он представил базельцам очень жесткую версию «Лулу» Берга, а в этом сезоне работает над «Кармен» Бизе.

В Базеле периодически появляется и гуру современного театра Кристоф Марталер. В этом сезоне он собирается показать свою собственную пьесу в своей же режиссуре. Репертуарный спектр базельской оперы довольно широк: от «Ариоданта» Генделя – до одноактных опер Мануэля де Фальи и шестичасовых оперных «кирпичей» Вагнера: прошлой весной здесь прошла премьера «Парсифаля».

К чести базельцев заметим, что их образ жизни предполагает не только посещение арт-выставок, и художественных галерей, но и походы в театр, оперу и на концерты. Продажа билетов на весь сезон открывается 31 августа. И за несколько часов все абонементные циклы, билеты на лучшие концерты расхватываются, как горячие пирожки. Организаторам даже не нужно особо тратиться на рекламу: достаточно просто оповестить о концерте. Прошлым летом в «День Ч» 31 августа, билеты на концерт питерского пианиста Григория Соколова были раскуплены менее чем за час от начала продажи: в 9.45 утра в кассе оставалось всего три билета. А ведь концерт проводился в мае!

Чтобы не создавать давки, в этот день билетами на весь концертно-театральный сезон торгуют не только в театральных и филармонических кассах, но и в книжных магазинах. Коих, к слову, в Базеле тоже предостаточно: и крупных супермаркетов, и маленьких лавочек, где предлагают старые, а то и просто подержанные книги. Ежегодный фестиваль Buch-Basel - важное системообразующее предприятие для швейцарского литературного процесса.

Гюляра Садых-заде